Тематический план занятий по ОБЖ

на основе программы

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

(авт.  Н.Авдеева, О.Князева,  Р.Стеркина)


Средняя группа (4-5 лет)

п\п

Раздел программы

Тема занятий

Цель занятий

Ответственный

Срок

1

Ребенок и другие люди.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Дать элементарные представления о поступках человека, об отношениях между людьми.

Воспитывать у детей такие качества, как предупредительность, сдержанность.

Воспитатели

Сентябрь

2

Ребенок один дома.

Экстремальные ситуации в быту.

Познакомить детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности.

Использовать игры – драматизации к сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Октябрь

3

Здоровье ребенка.

Ценности здорового образа жизни.

Изучить свой организм.

Познакомить детей с основными правилами личной гигиены.

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Поддерживать положительные эмоции детей во время физической активности.

Воспитатели.

Инструктор по физкультуре.

Ноябрь

4

Ребенок на улицах города.

Устройство проезжей части.

«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

Познакомить детей с правилами поведения на улицах города; рассказать,  для чего нужен тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.

Изготовление макета улицы.

Воспитатели

Инспектор ГИБДД

Декабрь

5

Эмоциональное благополучие ребенка.

Конфликты и споры между детьми.

Формировать у детей представления о дружбе.

Воспитывать симпатию друг к другу.

Справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Беседы о дружбе, рассматривание фотографий.

Ситуация: как бы ты поступил.

Разучивание песен.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Январь

6

Ребенок и другие люди.

Если чужой приходит в дом.

Разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их, когда один ребенок входит в подъезд или остается дома без родителей.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Ситуации:

-если  мама ушла в магазин;

-звонок в дверь.

Воспитатели

Февраль

7

Ребенок и природа.

Контакт с животными.

Формировать у детей знания о домашних животных и их детенышей.

Знакомить со способами ухода за ними.

Разъяснять детям, что можно делать и чего нельзя при контакте с животными.

Воспитатели

Март

8

Здоровье ребенка.

Врачи наши друзья.

Дать детям знания о профессии врача, о его обязанностях, о значении и важности его труда для людей.

Чтение «Айболит», К.И.Чуковского.

Воспитатели.

Апрель

9

Ребенок и природа.

Бережное отношение к живой природе.

Показать детям способы выражения любви человека к природе.

(Охрана и бережное использование , воспевание ее красоты в стихах и рассказах, музыке и картинах.)

Воспитывать культуру поведения в природе.

Рассказать о лекарственных и ядовитых растениях.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Май

10

Ребенок на улицах города.

Правила езды на велосипеде.

Познакомить детей с правилами езды на велосипеде.

Объяснить детям, где можно кататься (использовать картинки)

Воспитатели

Июнь

11

Ребенок на улицах города.

Если ребенок потерялся.

Объяснить детям значимость для чего нужно знать свой адрес.

К кому можно обратиться за помощью.

Сценка «У меня пропал щенок»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Июль

12

Ребенок на улицах города.

Развлечение: «Красный, желтый, зеленый»

Продолжать знакомить детей с правилами  поведения на дороге.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Август

Старшая группа (5-6 лет)

п\п

Раздел программы

Тема занятий

Цель занятий

Ответственный

Срок

1

Ребенок и другие люди.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Помочь детям осознавать себя  в окружающем мире, понимать поступки человека.

Закреплять правила поведения в обществе.

Воспитатели

Сентябрь

2

Ребенок один дома.

Экстремальные ситуации в быту.

Создавать в сознании детей представление о человеке хорошем и плохом.

Закреплять правила поведения дома.

Ситуации:

-несовпадение приятной внешности и добрых намерений,

-насильственное поведение со стороны взрослого,

-жестокость по отношению к сверстникам,

-забытые вещи, можно

ли их брать.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Октябрь

3

Здоровье ребенка.

Ценности здорового образа жизни.

Изучить свой организм.

Воспитывать осознанное отношение к лечению, к  занятиям спортом, выполнению правил гигиены.

Дать детям знания о профилактике травматизма; научить оказывать первую помощь при травме.

Ситуации:

-падение с высоты, на ровном месте.

-заболел- лечись, думай о других людях (могут заразиться).

-занятия спортом, укрепляют здоровье.

Воспитатели.

Инструктор по физкультуре

Ст. медсестра

Ноябрь

4

Ребенок на улицах города.

Устройство проезжей части.

«Зебра», светофор и другие  дорожные знаки для пешеходов.

Научить детей различать дорожные знаки.

Закреплять представления детей о назначении светофора и его сигналов.

Изготовление дорожных знаков.

Воспитатели

Инспектор ГИБДД

Декабрь

5

Эмоциональное благополучие ребенка.

Конфликты и споры между детьми.

Вырабатывать у детей систему взглядов, определяющих дружбу.

Формировать умение справедливо решать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей.

Чтение художественной литературы.

Рисование «Мой друг»

Ситуации:

-ссора детей,

-драка- крайний способ решения конфликта.

Воспитатели

Январь

6

Ребенок и другие люди.

Если чужой  приходит в дом.

Приучать детей быть осторожными и внимательными, когда они остаются без присмотра взрослого.

Ситуации:

-чем можно себя занять, когда ты один.

-звонок в дверь.

-чужой в подъезде.

-оставленные вещи.

Воспитатели

Февраль

7

Ребенок и природа.

Контакт с животными.

Формировать систему знаний о животных и уход за ними.

Как вести себя в зоопарке.

Бездомные и домашние животные.

Воспитатели

Март

8

Здоровье ребенка.

Врачи наши друзья.

Закреплять знания детей о профессии врача и медсестры.

Расширять представления детей о врачах- специалистах.

Встреча с врачом.

Воспитатели

Ст. медсестра

Апрель

9

Ребенок и природа.

Бережное отношение к живой природе.

Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды: уничтожение лесов, осушение рек, истребление животных и птиц, строительство заводов и фабрик, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву.

Использовать художественную литературу.

Опыты с водой.

Воспитатели.

Май

10

Ребенок на улицах города.

Правила езды на велосипеде.

Закреплять знания детей правил езды на велосипеде.

Ситуации:

-мне купили велосипед,

-где можно кататься на велосипеде,

-первая помощь при падении

Воспитатели

Июнь

11

Ребенок на улицах города.

Если ребенок потерялся.

Закреплять знания детей домашнего адреса и телефона, номер детского сада.

Знать к кому можно обратиться в такой ситуации.

Сценка: «У меня пропал щенок»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Июль

12

Ребенок на улицах города.

Развлечение: «Красный,

желтый,  зеленый»

В игровой форме закрепить знания детей правил  поведения на дороге.

Закрепить знания о видах транспорта.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Август

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

п\п

Раздел программы

Тема занятий

Цель занятий

Ответственный

Срок

1

Ребенок и другие люди.

Опасные ситуации с незнакомыми людьми.

Создавать в сознании детей представления о человеке хорошем и плохом. Закреплять правила  поведения в обществе, уметь находить выход из сложившейся ситуации.

Ситуации:

-лесть взрослого с целью заманить ребенка,

-защищать себя, звать на помощь,

-реагировать на угрозы подростков совершить что-то плохое,

-забытые вещи, что может случиться.

Воспитатели

Сентябрь

2

Ребенок один дома.

Экстремальные ситуации в быту.

Помочь детям сознавать себя в окружающем мире, понимать свои поступки. Закреплять правила поведения дома. Знать номера телефонов экстренной помощи.

Ситуации:

-игра со спичками,

-чем можно занять себя, пока мамы нет дома,

-защитить себя, звать на помощь, позвонить по телефону нужной службы

Воспитатели

Октябрь

3

Ребенок и природа.

Бережное отношение к живой природе.

Помочь детям понять, что ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, не пить воду из источников (не известных) и колодцев, пить только кипяченую воду.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Воспитатели

Ноябрь

4

Здоровье ребенка.

Ценности здорового образа жизни.

Изучить свой организм.

Воспитывать осознанное отношение к ценности своей жизни.

Формировать значимость утренней гимнастики, занятий спортом, закаливание организма.

Дать детям элементарные представления о строении  организма человека, научить оказывать первую помощь при травме.

Воспитатели

Инструктор по физкультуре

Старшая медсестра

Декабрь

5

Ребенок на улицах города.

Устройство проезжей части.

«Зебра», светофор и другие знаки для пешеходов.

Познакомить детей с работой инспектора ГИБДД, закреплять правила поведения в транспорте.

Ситуации:

-едем в автобусе,

-свободное место, как поступить,

-где переходить дорогу.

Рассматривание плакатов.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Январь

6

Эмоциональное благополучие ребенка.

Конфликты и споры между детьми.

Развивать понятие «справедливость», справедливо разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам друзей. Закреплять в сознании детей обобщенное представление о дружбе.

Ситуации:

-чувства, желания, интересы других детей.

Воспитатели.

Музыкальный руководитель

Февраль

7

Ребенок и другие люди.

Если чужой приходит в дом.

Приучать детей выполнять определенные правила в ситуациях:

-ребенок дома с друзьями,

-ребенок остался дома с братиком или сестренкой,

-если в подъезде встретил незнакомого человека,

-чужие вещи.

Воспитатели

Март

8

Ребенок и природа.

Контакт с животным.

Воспитывать любовь к животным.

Развивать познавательный интерес, учить сравнивать условия жизни животных, поведение животных, когда их обижают и дразнят. Как вести себя в зоопарке.

Бездомные и домашние животные.

Воспитатели

Апрель

9

Здоровье ребенка.

Врачи наши друзья.

Закреплять знания детей о профессиях врачей- специалистов. Объяснить детям, почему необходимо своевременно обращаться к врачу. Рассказать о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

Встреча с врачом.

Воспитатели

Ст. медсестра

Май

10

Ребенок на улицах города.

Правила езды на велосипеде.

Закреплять знания детей езды на велосипеде. Где можно кататься на велосипеде, чтобы не мешать прохожим и самому не попасть под машину.

Воспитатели

Июнь

11

Ребенок на улицах города.

Если ребенок потерялся.

Закреплять знания детей домашнего адреса, телефона, фамилии и имени, номер детского сада. К кому можно обратиться за помощью.

Воспитатели

Июль

12

Ребенок на улицах города.

Развлечение «Красный, желтый, зеленый»

В игровой форме закреплять знания детей о правилах  поведения на дороге.

Закреплять знания детей о видах транспорта.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Август