Перспективный план работы

по ознакомлению дошкольников подготовительной к школе группы с трудом взрослых

План составлен на основе методического пособия для ознакомления дошкольников с трудом взрослых - тружеников Пензенского края «Человек на родной земле» (автор Купецкова Е.Ф.)

Цель: обеспечить условия для отбора и обобщения знаний о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными  видами производительного  и обслуживающего труда, характерными для Пензенской области; сформировать понятие: процветание Пензенского края.

Задачи:

  1. 1.        Учить понимать и реализовывать в своём поведении нравственную составляющую отношения к предметам как результатам труда.
  1. 2.        Развивать у детей элементарные представления о техническом процессе в Пензенской области, о роли современной техники в трудовой деятельности.
  1. 3.        Формировать обобщённое представление о связи труда людей разных профессий, особенно подчеркнув обмен результатами труда на примере хозяйств пензенской области.
  1. 4.        Воспитывать стремление участвовать в трудовой деятельности взрослых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание, уважение к людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.

Сроки

Формы организации

Работа с родителями

Специально

организованные занятия

Совместная деятельность воспитателя

с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Профессия учителя»

Задачи:

1.Расширять представления детей о профессии учителя. 2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя.

3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе.

Мет. приёмы:  беседа учителя о своей работе, загадки, физкультминутка, чтение стихотворения «Мы кому букет подарили?»

Материал: Карта «Школьная страна», картинки с изображением профессиональных действий учителя. (см. О.В. Дыбина, стр. 17 – 19 «Школа и учитель»)

     

Сентябрь

2 неделя

 

Чтение художественной литературы о школе:

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»,

Э.Мошковская «Мы играем в школу», загадки о школьных принадлежностях.

Задачи: Формировать у детей устойчивый интерес к художественным произведениям, развивать умение внимательно слушать, беседовать по прочитанному, воспитывать любознательность.

 

Консультация для родителей: «Готовимся к школе»

Сентябрь

3 неделя

   

Сюжетно-ролевая игра: «Школа»

Задачи:  Создавать у детей представление о труде учителя, показать специфику работы учителя, его любовь к детям; воспитывать уважение к его труду.

(см. Н.В.Краснощёкова «Сюжетно–ролевые игры для детей дошкольного возраста»)

 

Сентябрь

4 неделя

 

Беседа по картине  «На уроке»

Задачи: Учить детей составлению описательных рассказов по картине, развивать  монологическую и диалогическую речь, расширять словарный запас детей. Воспитывать положительное отношение к профессии учителя.

   

Октябрь

1 неделя

Знакомство с профессией фотографа.

Рисование с опорой на наглядность (фотографию) «Папин портрет»

Задачи: Формировать умение детей рисовать  мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Воспитывать наблюдательность, аккуратность в работе, глазомер.

Мет. приёмы: беседа с детьми, о том кем работают их папы, дедушки, показ последовательности выполнения работы, индивидуальный подход, поощрение, выставка портретов.

Материал: бумага А-4, разных оттенков, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, кисти, подставки для кисточек, стаканы непроливайки для воды. (см. Л.А.Парамонова, стр. 455 – 457 «Изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста»)

     

Октябрь

2 неделя

   

Сюжетно - ролевая игра: «Фотоателье»

Задачи: Продолжать знакомить детей с профессией фотографа, показать его отношение к работе,  значение его труда; вызвать интерес к профессии фотографа. (см. Н.В.Краснощёкова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»)

 

Октябрь

3 неделя

 

Аппликация (из бумаги) «Весёлые портреты» (коллективная)

Задачи: Формировать умение детей составлять портреты из отдельных частей, познакомить с новым способом вырезывания овала из бумаги, сложенной вдвое; развивать цветовое восприятие.

Мет. приёмы: Беседа, рассказ воспитателя, выставка портретов, автопортретов, или портретов своих друзей, выполненных в стиле аппликации, поощрение.

Материал: цветная бумага разного качества, гофрированная бумага, салфетки, клейстер, кисточки, ножницы, салфетки, клеёнки, клейстер.

(см. Л.А.Парамонова, стр. 41 – 42 «Изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста»)

   

Октябрь

4 неделя

     

Музыкально – литературная викторина «Ты сними, сними меня фотограф!»

Ноябрь

1 неделя

Знакомство с профессией водителя (шофёра).

Познавательно – речевое развитие

« Профессия водителя»

Задачи: Рассказать детям о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси. Показать взаимосвязь людей разных профессий. Воспитывать уважение к людям труда.

Мет. приёмы: рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций из серии «Профессии», загадывание загадок.

Материал: Иллюстрации пассажирского транспорта,  водителя.

( см. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»

     

Ноябрь

2 неделя

   

Сюжетно - ролевая игра: «Мы – шофёры»

Задачи: Расширять и закреплять представления детей о профессии водителя (шофёра). Воспитывать заинтересованность детей данной профессией, ответственность за порученное дело. Закреплять знания города, правил автодорожного движения. (см. Н.В.Краснощёкова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»)

 

Ноябрь

3 неделя

 

Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк»

Задачи: Развивать умения, навыки, коммуникативные способности при постройке из модулей пассажирского автобуса, газели. Формировать начала личностных и профессиональных качеств; внимание, умение работать в коллективе. Закрепить знания правил дорожного движения.

   

Ноябрь

4 неделя

 

Чтение произведений о правилах дорожного движения О.Бедарев «Если бы…»,

В.Семенник «Запрещается -  разрешается»

Задачи: Формировать умения делать выводы из прослушанного. Воспитывать усидчивость, умение слушать  произведения.

 

Привлечь родителей для изготовления атрибутов к с/р игре «Мы – шофёры»

Декабрь

1 неделя

Знакомство с профессией моряка.

Познавательно – речевое развитие  «Работник морского и речного флота»

Задачи:  Познакомить детей с различными профессиями моряков (капитан, штурман, матрос, водолаз). Расширять представление детей о морском и речном транспорте, о взаимосвязи и взаимопомощи людей морских профессий. Развивать познавательный интерес, мужество и отвагу у мальчиков, верность у девочек.

Мет. приёмы: рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, составление рассказа на тему : «Если был – бы я капитаном…»

( см. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».)

     

Декабрь

2 неделя

 

Рассматривание картины «Моряк» из демонстрационного материала «Профессии»

Задачи: Развивать умение составлять целостный рассказ по увиденному и прочитанному. Воспитывать заинтересованное отношение к профессии моряка.

 

Предложить родителям изготовить атрибуты к с/р игре «Путешествие по реке»

Декабрь

3 неделя

 

Аппликация из геометрических фигур «Теплоход»

Задачи: Развивать интерес к работе из бумаги. Воспитывать уважение к труду работников флота.

Материал: цветная бумага разного качества, гофрированная бумага, салфетки, клейстер, кисточки, ножницы, салфетки, клеёнки, клейстер.

(Л.А.Парамонова. «Изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста»)

   

Декабрь

4 неделя

 

Чтение отрывков из книги Б.Житкова «Что я видел?», «Пароход», «Пристань»

Задачи: Формировать умения делать выводы из прослушанного. Воспитывать усидчивость, умение слушать  произведения.

   

Январь

1 неделя

Знакомство с профессиями  инженер, рабочий.

Познавательно – речевое развитие: «На заводе»

Задачи: Познакомить детей с профессиями инженера – конструктора (технолога), рабочего (слесаря). Показать взаимосвязь различных профессий, расширять знания о коллективном труде людей.

Мет. приёмы:

рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций.

(см. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».)

     

Январь

2 неделя

 

Беседа о труде рабочих «Все работы хороши»

Задачи: Расширять представления детей о заводах, фабриках г. Пензы, о разных профессиях на этих предприятиях. Обогащать содержание образа мира детей. Воспитывать заинтересованность детей к рабочим профессиям.

 

Привлечь родителей к составлению альбома с картинками и фотографиями о труде взрослых на заводах (фабриках).

Январь

3 неделя

   

Сюжетно - ролевая игра: «Завод»

Задачи: развивать творческое воображение детей. Формировать представления дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что там производят. Воспитывать у детей положительное отношение к рядовым профессиям.

(см. Н.В.Краснощёкова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»)

 

Январь

4 неделя

 

Чтение отрывка из книги А. Дорохова «Сто послушных рук», В.Маяковский «Кем быть?», В.Авдиенко «Все работы хороши»

В.Арро «Встань пораньше»

Задачи: Углублять знания детей о профессиях. Воспитывать личностные качества: интерес к какой-либо профессии, отзывчивость к людям разных профессий.

Мет. приёмы: беседа с детьми о профессии лётчиков, индивидуальный подход, поощрение, выставка.

Материал: бумага А-4, разных оттенков, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, кисти, подставки для кисточек, стаканы непроливайки для воды.

 

Организовать встречу со слесарем-сантехником, работающем в детском саду.

Февраль

1 неделя

Знакомство с профессией лётчика.

Познавательно – речевое развитие

«Профессия смелых и отважных лётчиков»

Задачи: Познакомить детей с профессией лётчика. Рассказать о его работе, о воздушном транспорте о значение труда в жизни людей а так же результатах его труда.

Мет. приёмы:

рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций.

(см. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».)

     

Февраль

2 неделя

 

Рисование «Наша армия родная»

Задачи: Развивать воображение, творчество. Закрепить умения детей в рисовании и закрашивании рисунков пастелью (восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами). Побуждать передавать в рисунках мотив литературных произведений, образы лётчиков, их жизнь и службу.

Мет. приёмы: беседа с детьми о лётчиках, индивидуальный подход, поощрение, выставка портретов.

Материал: бумага А-4, разных оттенков, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры.

   

Февраль

3 неделя

   

Сюжетно - ролевая игра: «Лётчики»

Задачи: формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширять знания о работе летчиков. Знакомить детей с воздушным вокзалом – аэропортом.

(см. Н.В.Краснощёкова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»)

 

Февраль

4 неделя

 

Разучивание песни З.Александровой «Мой папа – лётчик».

Игры с музыкальным сопровождением «Лётчики, следите за погодой», «Лётчики – на аэродром»

Задачи: Знакомить детей с музыкальными произведениями, связанными с профессией лётчика. Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать гордость за смелых и отважных лётчиков.

 

Предложить родителям в выходные дни совершить экскурсию в аэропорт.

Март

1 неделя

Знакомство с профессией «Музыканта»

Познавательно – речевое развитие:

«Профессия музыкант»

Задача: Рассказать детям о профессии музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста). Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий. Воспитывать любознательность

Мет. приёмы: рассказ, беседа, игра,  рассматривание иллюстраций с различными инструментами, слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов.

( см. Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».)

     

Март

2 неделя

 

Музыкально – ритмическое занятие

Задачи: Знакомить детей с музыкальными произведениями. Учить на слух определять звучание инструментов, умение двигаться в такт музыки, определять характер музыки. Воспитывать внимание, любознательность, уважение к труду музыканта.

Мет. приёмы: беседа, слушание, пение, выполнение движений, игра.

   

Март

3 неделя

   

Игра на детских музыкальных инструментах.

Задача: Формировать умение играть на детских музыкальных инструментах. Развивать музыкальный слух.

Встреча с интересными людьми. Музыкальным руководителем детского сада Аксёновой Л.А.

Март

4 неделя

 

Дидактические игры «Угадай на чём играю?», «Симфонический оркестр»

Задачи: Знакомить детей с музыкальными инструментами, со звучанием этих инструментов, упражнять находить инструменты по названию.

Настольная игра «До-ре-ми»

Задачи: Знакомить детей с нотами, закрепить умение называть ноты, находить их на нотном стане.

 

Апрель

1 неделя

Знакомство с профессией «Космонавт»

Познавательно – речевое развитие:

«Профессия космонавт»

Задачи: Дать детям элементарные знания о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны. Поддерживать интерес к людям редких профессий.

Мет. приёмы:

рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений.

(см. Л.А.Горбушина Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста)

 

Дидактическая игра «Земля и солнечная система»

Задачи: Дать детям представления о Солнечной системе и порядке расположения планет вокруг солнца. Развивать наблюдательность, фантазию, творческое мышление.

 

Апрель

2 неделя

 

Просмотр слайдов «Первопроходец космоса»

Задачи: Помочь детям увидеть первого космонавта Ю.Гагарина перед стартом. Воспитывать смелость, решительность, мужество, желание стать таким же бесстрашным и смелым человеком.

 

Предложить родителям поговорить о космонавтах покоряющих космос в настоящее время.

Апрель

3 неделя

   

Сюжетно - ролевая игра:

«Космонавты»

Задачи: Формировать умение детей строить из модулей макет ракеты. Умение обыгрывать полёт на другие планеты. Воспитывать любовь и уважение к людям редких профессий.

 

Апрель

4 неделя

 

Чтение рассказа Л.Обухова «Встреча»

Задачи: Познакомить детей с впечатлениями космонавта после полёта на космическом корабле. Воспитывать любознательность, внимание, умение слушать и поддерживать диалог после прочитанного произведения, уметь выражать свои мысли.

   

Май

1 неделя

Знакомство с профессиями работников сельского хозяйства.

Познавательно – речевое развитие:

«Работники сельского хозяйства»

Задачи: Дать детям элементарные знания о профессиях сельского хозяйства. Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека. Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства.

рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений.

(см. «Родной край» под редакцией С.А.Козловой.

«С чего начинается Родина» под редакцией Л.А. Кондыркинской)

     

Май

2 неделя

 

Чтение произведения И.Токмаковой «Кем быть?»

Задачи: Углублять знания детей о профессиях. Воспитывать личностные качества: интерес к какой-либо профессии, отзывчивость к людям разных профессий.

 

Предложить родителям в выходные дни выехать со своими детьми за город. Понаблюдать за работой механизаторов на полях.

Май

3 неделя

   

Дидактические игры «Кому, что нужно для работы»,

«Что выращено колхозниками?»

Задачи: Продолжать знакомить детей с профессиями людей, с процессом труда и его результатами. Закрепить знания детей о продуктах выращенных колхозниками.

 

Май

4 неделя

 

Рассматривание картины из серии «Кем быть?» Механизатор.

Задачи: Развивать умение составлять целостный рассказ по увиденному и прочитанному. Воспитывать заинтересованное отношение к профессии механизатора.

   

Июнь

1 неделя

Знакомство с профессией пожарного.

 

Сюжетно - ролевая игра:

«Мы - пожарные»

Задача: Закрепить знания детей о профессии пожарного. Формировать умение в игре передавать полученный опыт. Развивать связную, диалогическую речь детей.

 

Июнь

2 неделя

 

Составление рассказов по иллюстрации из наглядно – дидактического пособия «Рассказы по картине» Профессии. «Пожарный»

Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ по картинке. Расширять словарный запас, приучать к составлению сложноподчинённых предложений. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

   

Июнь

3 неделя

   

Дидактические игры: «Профессии», «Играем в профессии»

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о профессиях, знакомиться с названиями профессиональных инструментов к разным профессиям.

 

Июнь

4 неделя

 

Рисование цветными мелками на асфальте на тему «Пожарные на пожаре»

Задачи: Формировать умение детей передавать в рисунке работу пожарного. Развивать мышление, воображение,

внимание.

 

Предложить родителям изготовить атрибуты к игре «Мы – пожарные»

Июль

1 неделя

Знакомство с профессией спортивного тренера.

Рассматривание иллюстраций о работе спортивного тренера.

Задачи: Формировать умение детей составлять рассказ по картинке. Расширять словарный запас, приучать к составлению сложноподчинённых предложений. Закрепить летние виды спота. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

   

Июль

2 неделя

   

Подвижная игра «Мы - весёлые ребята»,  игры - эстафеты с мячами.

Задачи: Развивать спортивные качества: силу, ловкость, быстроту. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

 

Июль

3 неделя

 

Словесная игра с мячом «Какие виды спорта ты знаешь?»

Задачи: Закреплять знания детей о видах спорта. Развивать память, мышление. Воспитывать любовь к спорту.

 

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Июль

4 неделя

   

Настольные игры «Магазин спортивных товаров», «Мы спортсмены»

Задачи: Продолжать знакомить с видами спорта, спортивным оборудованием, работой тренера.

 

Август

1 неделя

Знакомство с народными умельцами

Изготовление богородской игрушки «Косолапый мишка»

Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями декоративно – прикладного искусства, учить лепить медведя в стиле богородской народной игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой  для передачи фактуры). Воспитывать эстетическое отношение  к бытовой культуре и предметам народного искусства.

Мет. приёмы: беседа о том, что и как можно сделать из дерева, рассказ о богородской игрушке. Предложить вылепить фигуру медведя по сюжетам прочитанных сказок.

   

Август

2 неделя

   

Изготовление поделок из различного материала (природного, бросового) Задачи: Развивать творческие способности детей, умение изготавливать свои игрушки. Прививать любовь к народному творчеству.

 

Август

3 неделя

 

Рассматривание иллюстраций из альбома «Богородские игрушки»

Задачи: Знакомить детей с произведениями народных мастеров умельцев. Прививать любовь и уважение к данной профессии.

   

Август

4 неделя

     

Ярмарка «Город мастеров»

Предложить родителям вместе с детьми изготовить самодельные игрушки – сувениры.