Перспективный план работы

по ознакомлению дошкольников старшей группы с трудом взрослых

План составлен на основе методического пособия для ознакомления дошкольников с трудом взрослых - тружеников Пензенского края «Человек на родной земле» (автор Купецкова Е.Ф.)

Цель: развивать представления детей о сфере общественной жизни человека; подвести детей к пониманию важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий – тружеников Пензенского края; формировать понятие: труд людей украшает родной край.

Задачи:

  1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, распространенных в Пензенском крае, о взаимосвязи различных видов труда.
  2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности  при выполнении различных видов работ.
  3. Формировать представление детей о роли современной техники.
  4. Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретенное знание на свою деятельность.
  5. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования, для процветания родного края.

Сроки

Формы организации 

Работа

с родителями

Специально организованные занятия

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией учителя»

Задачи:

1.Создавать у детей представление о труде учителя.

2.Показать специфику работы учителя, его любовь к детям.

3.Воспитывать уважение к его труду.

(Т.А.Шорыгина «Профессии, какие они», стр.77)

   

Организовать экскурсию для детей совместно с родителями в близлежащую школу.

Сентябрь

2 неделя

   

С\Р игра: «Школа»

Задачи:

1.Формировать у детей представление о школе.

2.Познакомить детей со школьными принадлежностями.

3.Воспитывать у детей желание учиться в школе.

 

Сентябрь

3 неделя

 

Конструирование (из строительного материала) «Школа»

Задачи:

1.Формировать обобщенные представления о строительстве зданий.

2.Закреплять умения делать перекрытия.

3.Воспитывать умение работать вдвоем, не мешая друг другу.

(«Конструирование» З.В.Лиштван, стр.74)

   

Сентябрь

4 неделя

 

Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок»

Задачи:

1. 1. Побеседовать с детьми о профессии учителя, обучении в школе.

2. Приучать детей внимательно слушать большое по объему и сложное по содержанию произведение, отвечать на вопросы.

   

Октябрь

1 неделя

 

Аппликация «Веселые портреты» (с опорой на фотографию)

Задачи:

1.Обучать детей составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски мятой бумаги-прическа).

2.Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое.

3.Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом глаз и волос).

(«Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»  Л.А. Парамонова, стр.41)

   

Октябрь

2 неделя

     

Привлечь родителей к фотографированию детей на общую фотографию.

Октябрь

3 неделя

Тема: Знакомство с профессией фотографа»

Задачи:

1.Познакомить детей с профессией фотографа, организацией работы фотоателье.

2.Показать его отношение к работе, значение его труда.

3.Вызывать интерес к профессии фотографа.

(«Беседы с дошкольниками о профессиях» Т.В. Потапова, стр.17)

     

Октябрь

4 неделя

   

С/Р игра «Фотограф»

Задачи:

1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

2.Расширять знания детей о фотоаппарате.

3. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками во время совместной игры.

 

Ноябрь

1 неделя

 

Чтение стихотворения  «К нам бегут автобусы»

Задачи:

1.Развивать поэтический слух детей: обучать детей слышать музыку стихов, чувствовать их ритм.

2.Познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками.

3.Способствовать развитию воображения.

4. Вызвать интерес детей к профессии водителя.

(«Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» Л.А. Парамонова, стр.66)

   

Ноябрь

2 неделя

Тема: «Знакомство с профессией водителя автобуса (троллейбуса)»

Задачи:

1.Рассказать детям о профессии водителя автобуса (троллейбуса).

2.Показать взаимосвязь разных профессий.

3.Расширять представления детей о наземном транспорте.

(Т.А.Шорыгина «Профессии, какие они», стр.23)

     

Ноябрь

3 неделя

     

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к  игре «Мы - шоферы».

Ноябрь

4 неделя

   

С\Р игра «Мы –шоферы»

Задачи:

1. Развивать умение воспроизводить последовательность трудовых действий.

2.Вызвать интерес к работе шофера.

 

Декабрь

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией моряков»

Задачи:

1.Познакомить детей с различными профессиями моряков (капитан, штурман, матрос и пр.), рассказать о работе речного транспорта в Пензе.

2.Расширять представления детей о морском транспорте, о взаимосвязи и взаимопомощи людей морских профессий. 

     

Декабрь

2 неделя

 

Конструирование «Корабль в порту»

Задачи:

1.Обучать детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали.

2.Определять структуру постройки в соответствии с назначением каждой из них.

3.Задумывать постройку и воплощать замысел.

(Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», стр.426)

   

Декабрь

3 неделя

     

Изготовление атрибутов к игре «Мы моряки»

Декабрь

4 неделя

   

С/Р игра «Мы моряки»

Задачи:

3. Развивать умение принимать на себя игровую роль и исполнять её до конца игры.

2.Развивать у детей ловкость, смелость, быстроту.

3. Воспитывать уважение к труду моряков.

 

Январь

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессиями инженера, рабочего»

Задачи:

1.Познакомить детей с профессиями: инженера (конструктора, технолога), рабочего (слесаря, токаря).

2.Показать взаимосвязь различных профессий, расширять знания о коллективном труде людей.

(Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях», стр.42)

     

Январь

2 неделя

   

Д\И: «Кем я буду», «Угадай профессию», «Найди предмет».

Задачи:

1.Обучать детей называть профессии по картинкам.

2.Развивать у детей мышление, воображение, память.

3.Прививать у детей интерес к профессиям.

 

Январь

3 неделя

 

Чтение детям В.Маяковского «Кем быть»

Задачи:

1.Пополнить знания детей о профессиях.

2.Учить правильно строить предложения при ответах на вопросы.

3.Познакомить дошкольников с новым произведением, помочь запомнить отрывки из него.

   

Январь

4 неделя

     

Организовать встречу детей с родителями группы, работающими инженерами.

Февраль

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией летчика»

Задачи:

1.Познакомить детей с профессией летчика. Рассказать о содержании его работы, о воздушном транспорте, работе Пензенского аэропорта.

2.Показать значение труда в жизни человека, а также значение результатов его для людей.

(Т.В. Потапова «Беседа с дошкольниками о профессиях», стр.43)

     

Февраль

2 неделя

 

Чтение рассказа И.Винокурова «Кто водит самолеты»

Задачи:

1.Познакомить детей с новым произведением.

2.Развивать память, кругозор.

3.Желание быть похожими на людей этой профессии.

(«Детская хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская, стр.217)

   

Февраль

3 неделя

   

Строительство из модулей самолета.

Задачи:

1.Развивать у детей творчество, фантазию.

2.Желание доводить начатое до конца.

3.Воспитывать чувство коллективизма, интерес к профессии летчика.

 

Февраль

4 неделя

Конструирование:«Поздравительная открытка защитнику Отечества» (военным летчикам)

Задачи:

1. Развивать навыки работы с картоном и цветной бумагой.

2.Воспитывать уважение к людям данной профессии.

   

Предложить родителям вместе с детьми совершить экскурсию к стеле «Самолет» на пр. Победы.

Март

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией музыканта (скрипача, пианиста).

Задачи:

1.Познакомить детей с профессией музыканта (скрипача, пианиста), рассказать о музыкальном училище и городской филармонии.

2.Разъяснить значение этого труда для общества.

3.Воспитывать любознательность.

(Т.В.Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»)

     

Март

2 неделя

 

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов

   

Март

3 неделя

   

Д\И музыкального содержания: «Четвертый лишний».

Задачи:

1.Формировать у детей представление о музыкальных инструментах.

2.Прививать детям интерес к музыке.

3.Развивать мышление, воображение, память.

 

Март

4 неделя

     

Организовать концерт для детей с участием родителей, умеющих играть на музыкальных инструментах.

Апрель

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией космонавта».

Задачи:

1.Расширять представления детей о профессии космонавта, космических полетах.

2.Воспитывать интерес к труду космонавта, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек.

(Л.Г.Селихова, стр.34)

     

Апрель

2 неделя

   

П\И «Солнце и планеты»

Задачи:

1.Расширять знания детей о солнечной системе.

2.Воспитывать у детей интерес к профессии космонавта.

 

Апрель

3 неделя

     

Подготовка выставки или альбома о космонавтах (о космосе).

Апрель

4 неделя

 

Конструирование «Наш космический корабль».

Задачи:

1.Обучать детей мыслить самостоятельно.

2.Развивать творческое воображение детей.

3.Вызывать желание работать коллективно: распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие от работы.

(О.А. Скоролупова «Покорение космоса», стр.36.)

   

Май

1 неделя

Тема: «Знакомство с профессией фермера».

Задачи:

1.Расширять знания детей о современных профессиях.

2.Уточнить представления детей о формах коллективного труда.

3.Воспитывать уважение к людям труда.

(Тематический словарь в картинках)

     

Май

2 неделя

 

Лепка «Овощи» (морковь и свекла).

Задачи:

1.Обучать детей передавать основную форму овощей (округлую, удлиненную).

2.Лепить всей рукой и пальцами.

3.Развивать умение анализировать свои работы, оценивать их.

4. Расширять знания  детей о выращивании овощей.

   

Май

3 неделя

     

Изготовление атрибутов к игре «Фермер»

Май

4 неделя

   

С\Р игра «Фермер»

Задачи:

1.Формировать у детей представление о ферме.

2.Познакомить детей с орудием труда фермера.

3.Прививать любовь к труду.

 

Июнь

1 неделя

 

Чтение стихотворения С.А.Васильевой «Пожарный».

Задачи:

1.Расширять и уточнять знания детей о профессии пожарного, о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

2.Учить действовать во время пожара.

3.Приучать детей к осторожности при обращении с огнем.

(Словарь в картинках «Мир человека.Профессии», Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности»).

   

Июнь

2 неделя

   

С\Р игра Мы – пожарные».

Задачи:

1.Отображать знания о профессии пожарного в процессе игровой деятельности.

2.Закрепление правил поведения с огнем.

 

Июнь

3 неделя

     

Памятка для родителей «Школа безопасности детей»

Июнь

4 неделя

Аппликация «Пожарная машина»

Задачи:

1. Развивать навыки работы с картоном и цветной бумагой.

2.Расширять и уточнять знания детей о профессии пожарного, о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

   

Июль

1 неделя

 

Рассматривание набора открыток «Спортсмены-чемпионы».

Задачи:

1.Познакомить детей с профессией спортивного тренера, рассказать о спортсменах-земляках.

2.Показать значимость профессии тренера для людей.

 

Спортивный досуг детей и родителей.

Июль

2 неделя

   

Настольно-печатные игры «Я - спортсмен» (Вып. 1,2,3)

Задачи:

1.Закреплять знания о летних, зимних видах игр, игровых видах спорта.

2.Обогащать речь детей названиями спортивной атрибутики.

 

Июль

3 неделя

     

Изготовление нестандартного оборудования в физкультурный уголок.

Август

1 неделя

 

Целевая экскурсия в библиотеку.

Задачи:

1.Познакомить детей с профессией библиотекаря, работой библиотеки.

2.Воспитывать уважение к труду библиотекарей.

3.Уточнить представление детей о роли книги в жизни людей.

   

Август

2 неделя

   

С\Р игра «Библиотека».

Задачи:

1.Воспроизводить в игре правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке.

2.Учить использовать знания литературных произведений.

3.Развивать самостоятельную инициативу каждого ребенка.

 

Август

3 неделя

     

Выставка на тему «Дети и книги».

Задачи:

1.Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.