Перспективный план работы

по ознакомлению дошкольников средней группы с трудом взрослых

План составлен на основе методического пособия для ознакомления дошкольников с трудом взрослых - тружеников Пензенского края «Человек на родной земле» (автор Купецкова Е.Ф.)

Цель: развивать общие представления детей об окружающем мире, расширять круг представлений детей о труде взрослых на предприятиях и в учреждениях Пензенского края, о назначении той или иной работы, о предметном содержании труда (материалы, инструменты, машины).

Задачи:

  1. Пробуждать любознательность, интерес к деятельности взрослых.
  2. Расширять возможность практического участия детей в совместном со взрослыми труде, побуждать к отражению полученных знаний, умений в разных видах деятельности.
  3. Учить преодолевать трудности, переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда.
  4. Учит понимать смысл труда, видеть его результаты для жителей Пензенского края.
  5. Воспитывать бережное отношение к результатам (продуктам) труда, уважение к людям труда.

Сроки

Формы организации

Работа

с родителями

Специально организованные

занятия

Совместная  деятельность

воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

1 неделя

Составление рассказа из личного опыта.

«У нас в семье  все любят труд».

Задачи:

1.Формировать умение составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

2.  Воспитывать желание детей помогать родителям в домашнем труде.

   

Предложить родителям давать дома детям элементарные трудовые поручения, оказывать помощь взрослым.

Сентябрь

2 неделя

Дидактическая игра «Женская и мужская работа».

Задачи:

1.Формировать представление

детей о женских и мужских видах деятельности.

2.Расширять знания детей о качествах человека, необходимых для выполнения определенной работы.

   

Сентябрь

3 неделя

 

Упражнение «Кто что делает?»

Цель: Формировать умение подбирать действие к существительному, например: мама – готовит.

   

Сентябрь

4 неделя

   

Сюжетно-ролевая игра  «Семья».

Задачи:

1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

2.Пробуждать интерес и уважение к труду в семье.

3. Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

 

Октябрь

1 неделя

Рассматривание иллюстраций по теме «Повар» из серии «Кем быть».

Задачи:

1. Побеседовать с детьми о профессии повара, качествах, необходимых человеку для данной профессии.

2.Развивать представления детей о содержании трудовых процессов во время приготовления пищи.

3.Воспитывать уважение к труду повара, бережное отношение к продуктам питания.

     

Октябрь

2 неделя

     

Предложить родителям давать элементарные поручения детям во время приготовления пищи дома.

Октябрь

3 неделя

   

Сюжетно-ролевая игра

«На кухне»

Задачи:

1. В процессе игровой ситуации формировать у детей представление о значимости результатов труда (приготовить обед для семьи).

2. Развивать умение воспроизводить последовательность трудовых действий.

3. Воспитывать у детей желание трудиться.

 

Октябрь

4 неделя

Лепка «Пирог - угощение для кукол». (Колдина, стр.19)

Задачи:

1. Расширять знания детей о труде повара.

2. Воспитывать интерес и аккуратность при работе с пластилином.

     

Ноябрь

1 неделя

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа с врачом.

Задачи:

1. Знакомить детей с профессией врача, с некоторыми  профессиональными действиями врача, с предметами помощниками в труде. 2.Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

   

Организовать реставрацию и изготовление новых атрибутов к с/р игре «Больница».

Ноябрь

2 неделя

 

Слушание музыки  П.И.Чайковского «Болезнь куклы».

Задачи:

1. Беседа о характере музыки.

2.Формировать эмоциональный отклик на произведение.

3. Вызвать у детей желание защищать слабых и больных, побуждать к проявлению заботы о больных.

   

Ноябрь

3 неделя

Чтение рассказа.

«Человек заболел».

Беседа по содержанию.

Задачи:

1. Воспитывать стремление откликаться на беды других людей, оказывать посильную помощь.

2.Закреплять знания детей о профессии врача.

     

Ноябрь

4 неделя

   

Рассматривание книги

К.Чуковского «Айболит»,

Организация игры «Больница»

 

Декабрь

1 неделя

Чтение стихотворения С.Маршака «Почта»

Задачи:

1.Познакомить детей с трудом почтальона.

2. Развивать представления детей об организации работы почты, её назначении.

3. Расширять словарный запас детей.

     

Декабрь

2 неделя

   

Рассматривание иллюстраций на тему «Почтальон», серия «Кем быть».

Задачи:

1. Расширять представления детей о трудовых операциях, выполняемых почтальоном.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона.

 

Декабрь

3 неделя

Аппликация/конструирование «Конверт для новогодней открытки».

Задачи:

1.Развитие мелкой моторики рук, навыков работы с бумагой и картоном.

2.Воспитывать желание делать подарки близким своими руками.

3. Формировать эстетические представления.

     

Декабрь

4 неделя

 

Сочинение поздравления к Новому году.

Задачи:

1. Развивать речь детей, расширять словарный запас.

2.Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

3. Закреплять знания детей о работе почты и почтальонов.

   

Январь

1 неделя

Аппликация «Магазин ковров».

Задачи:

1.Формировать умение украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя по цвету.

2.Учить договариваться друг с другом о ходе работы.

3. Расширять знания детей о профессии продавца.

   

Пригласить родителей с детьми на выставку «Зимняя сказка».

Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки.

Январь

2 неделя

 

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Задачи:

1.Обогащать представления детей о профессии продавца, о качествах, необходимых для выполнения данной работы.

2. Воспитывать интерес и любознательность к игре.

   

Январь

3 неделя

Тестопластика на тему

«Булки и пирожные».

Задачи:

1.Формировать умение лепить из соленого теста округлые и продолговатые формы.

2. Расширять знания детей о трудовых операциях при выпечке мучных изделий.

3. Воспитывать аккуратность в работе.

     

Январь

4 неделя

 

Заучивание стихотворения В.Степанова «Продавец».

Задачи:

1.Формировать умение заучивать совместно с воспитателем небольшие стихи, развивать память.

2.Воспитывать уважение к труду продавца.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Задачи:

1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

2.Пробуждать интерес и уважение к труду продавца.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

 

Февраль

1 неделя

Чтение рассказа Митяева «Почему армия родная», беседа по его содержанию.

Задачи:

1.Обогащать представления детей о профессии военного, о качествах личности, необходимых в данной профессии.

2. Воспитывать уважение к людям военных профессий.

     

Февраль

2 неделя

 

Рассматривание иллюстраций с изображением военных (серия «Кем быть»), его одежду, оружие. Задачи:

1. Определить внешние отличительные черты военного.

2. Развивать представления детей о назначении профессии военного.

   

Февраль

3 неделя

Аппликация «Открытка для папы»

Задачи:

1.Развивать навыки работы с бумагой, клеем.

2. Воспитывать аккуратность.

3. Развивать эстетические представления детей.

   

Музыкальный праздник с участием родителей «День защитника Отечества»

Февраль

4 неделя

   

Рассматривание семейных фото: папа, дедушка, брат во время службы в армии.

Задачи:

1. Активизировать речь детей.

2. Воспитывать гордость и уважение к своим близким – защитникам Родины.

 

Март

1 неделя

 

Беседа о профессии животновода.

Рассматривание картин

«На ферме», «В свинарнике», «На птичнике».

Задачи:

1. Формировать представления детей о животноводстве и его видах.

2.Воспитывать любовь к животным.

 

Предложить родителям понаблюдать вместе с детьми, как осуществляется уход за домашними животными в сельской местности.

Март

2 неделя

 

Чтение рассказа «Два петушка».

Задачи:

1.Воспитывать стремление заботиться о животных.

2.Развивать знания детей о труде по уходу за животными.

2.Формировать умение  вместе  с воспитателем составлять короткий рассказ о прочитанном.

   

Март

3 неделя

Аппликация на тему «Цыпленок».

Задачи:

1.Обучать приемам выполнения аппликации из ваты.

2. Расширять представления  детей о труде, связанном с животноводством.

(см. Д.Н.Колдина. Аппликация для детей 4-5 лет, стр. 26)

     

Март

4 неделя

   

Предложить построить из конструктора ферму и заселить её животными.

Задачи:

1.Формировать представления детей о содержании  животных на ферме.

2. Воспитывать уважение к труду животноводов.

 

Апрель

1 неделя

Чтение рассказа И.Токмаковой «Кем быть?»

Задачи:

1. Формировать представления детей о выращивании хлеба, труде хлебороба.

2. Воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважение к труду.

     

Апрель

2 неделя

 

Рассматривание картины «О механизаторе» серии «Кем быть»

Задачи:

1. Формировать умение составлять описательный и повествовательный рассказ по картине.

2. Формировать представления детей о труде механизатора.

3. Пополнять словарный запас детей названиями орудий труда и сельскохозяйственных машин.

 

Предложить родителям понаблюдать вместе с детьми за выращиванием рассады для дачного участка.

Апрель

3 неделя

   

Настольная игра «Кому что нужно для работы?»

 

Апрель

4 неделя

 

Дидактическая игра «Что выращено колхозниками?»

Задачи:

1. Развивать представления детей о сельскохозяйственном труде.

2. Активизировать речь детей.

   

Май

1 неделя

 

Рассматривание иллюстраций «Как строить дом?»

Задачи:

1. Знакомить детей с профессией строителя.

2. Формировать представления детей о трудовых операциях строителя, орудиях труда, инструментах.

3. Воспитывать интерес к профессии.

   

Май

2 неделя

Конструирование «Вот построили мы дом»

(Кугзякова, стр. 13)

Задачи:

1. Развивать пространственные представления детей.

2. Развивать навыки работы с детским конструктором.

   

Привлечь родителей к проведению генеральной уборки в групповой комнате.

Май

3 неделя

Чтение рассказа Е.Пермяка «Мамина работа»

Задачи:

1. Познакомить детей с профессией штукатура.

2. Формировать представления детей о трудовых операциях, выполняемых штукатуром, результате его труда.

     

Май

4 неделя

   

Создать условия для самостоятельной игры детей с конструктором, машинками, кубиками.

Задачи:

Формировать представления детей о трудовых операциях, выполняемых строителями.

 

Июнь

1 неделя

   

Предложить детям полить цветы на клумбах.

Задачи:

1.Формировать умение аккуратно обращаться с лейкой и правильно поливать цветы. 2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать стремление к общественно полезному труду.

Предложить родителям организовать с детьми совместный труд на огороде, в саду.

Июнь

2 неделя

Беседа на тему:

«Сбор урожая».

Задачи:

1.Формировать умение рассматривать картину и составлять по ней описательные и повествовательные рассказы.

2. Знакомить детей с трудом садовода и огородника.

3. Воспитывать стремление участвовать в труде взрослых.

     

Июнь

3 неделя

 

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Задачи:

1. Развивать разговорную речь детей в процессе игры.

2.Расширять знания детей о выращивании овощей и фруктов.

   

Июнь

4 неделя

Аппликация на тему «На нашем огороде».

Задачи:

1.Формировать умение составлять композицию, аккуратно наклеивать силуэты овощей на основу.

2.Расширять знания детей о выращивании овощей.

Разгадывание загадок о растениях.

Задачи:

1. Развивать логическое мышление.

2. Закреплять знания детей о растениях, овощах и фруктах.

3.Воспитывать уважение к профессии овощевода и садовода.

   

Июль

1 неделя

 

Дидактическая игра «Кукольная одежда»

Задачи:

1. Формировать умения детей классифицировать одежду по цвету, сезону, стилю.

2.Познакомить детей с инструментами и материалами, необходимыми для пошива одежды.

 

Привлечь родителей к оформлению игрового оборудования на участке группы

Июль

2 неделя

Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка»

Задачи:

1. Беседа по содержанию.

2. Формировать представления о трудовых операциях при шитье.

3. Воспитывать бережное отношение к одежде.

     

Июль

3 неделя

 

Организовать труд детей в вечернее время - стирка кукольного белья.

Задачи: развивать желание содержать в порядке и чистоте одежду кукол, белье, свои вещи.

 

Июль

4 неделя

Рисование на тему «Платье для куклы»

Задачи:

1. Развивать умение использовать различные техники рисования.

2. Воспитывать стремление сделать одежду красивой, интерес к труду швеи.

     

Август

1 неделя

 

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Задачи:

1.Формировать умение соотносить описание процессов сельскохозяйственного труда с определённым временем года.

2. Знакомить детей с трудовыми операциями, орудиями труда при выполнении сельскохозяйственных работ.

   

Август

2 неделя

   

Организация труда на участке

Задачи:

1. Предложить детям полить овощи на грядках.

2. Формировать представления детей о содержании и результатах  труда.

3.Воспитывать стремление участвовать в общем труде, бережно относиться к результатам труда других людей.

 

Август

3 неделя

   

Рассмотреть альбом

«Хлеб – всему голова».

Задачи:

1. Формировать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для  всех хлеб растят хлеборобы.

2.Ввести в словарь детей слово «Хлебороб».

3.Воспитывать бережливое отношение к хлебу.

 

Август

4 неделя

Музыкальное развлечение

«Праздник урожая»

   

Предложить родителям вместе с детьми заготовить гербарий полевых цветов.

Привлечь родителей к помощи в пополнении предметно-развивающей среды уголка природы в целях расширения знания детей о сельском хозяйстве родного края.