Перспективный план работы

по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с трудом взрослых

План составлен на основе методического пособия для ознакомления дошкольников с трудом взрослых - тружеников Пензенского края «Человек на родной земле» (автор Купецкова Е.Ф.)

Цель: развивать ребенка как субъекта познания: его инициативность, самостоятельность, любознательность в поиске новых впечатлений, связанных с трудом взрослых, формировать у детей элементарные представления о труде взрослых, о современных профессиях человека на Пензенской земле.

Задачи:

1. Знакомить детей с трудовой деятельностью человека, его профессиями.

2. Развивать у младших дошкольников познавательный интерес к деятельности человека и элементарные навыки наблюдения за трудом взрослых.

3. Воспитывать у детей уважение и умение ценить труд и профессию каждого человека.

4. Продолжать   формирование    элементарных   трудовых    навыков   у   детей   в   их повседневной деятельности.

5. Создавать условия для возникновения у детей потребности трудиться.

Сроки

Формы организации

Работа

с родителями

Специально организованные

занятия

Совместная  деятельность

воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

1 неделя

 

Конструктивная деятельность на тему: "Катя в детском саду".

Задачи:

1. Знакомить детей со свойствами деталей строительного материала (цвет, форма, конструктивные возможности).

2. Используя игровые сюжеты, формировать умение детей соотносить конструкции, выполненные из строительного материала (стульчик, стол, диван, кровать) с реальными предметами мебели.

3. Формировать у детей элементарные представления о содержании труда, связанном с изготовлением  мебели.

4. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы мебели.

(см. Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3‑4 лет" с.222.)

Словесная игра "Фонетическая зарядка"

Задачи:

1. Познакомить детей с назначением инструментов: молоток, сверло.

2.Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей; формировать умение правильно и отчетливо произносить звуки: тук-тук-тук (молоток), з-з-з (сверло), тра-та-та (стучат колеса).

   

Сентябрь

2 неделя

Тема: "Рассказ воспитателя о младшей группе. Экскурсия по групповой комнате".

Задачи:

1.Формировать у детей представления о труде воспитателя  детского сада.

2. Обратить внимание ребят на то, как чисто и красиво в групповой комнате, на размещение игрушек, мебели, растений.

3.Уточнить названия предметов окружающей обстановки; обратить внимание на то, что каждая вещь в комнате имеет свое место.

4.Напомнить, как зовут воспитателей; пробуждать интерес и уважение к их труду.

5. Воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в группе.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" занятие № 1, с.31.  Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3-4 лет" с. 37.)

     

Сентябрь

3 неделя

   

Организация сюжетно-ролевой игры "Детский сад".

Задачи:

1. Формировать умение принимать игровую роль и выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

2.Пробуждать интерес и уважение к труду воспитателя.

3. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками во время совместной игры.

 

Сентябрь

4 неделя

     

Предложить родителям побеседовать дома со своими детьми о воспитателях, выучить стихотворение С.Питиримова "Детский сад".

Октябрь

1 неделя

 

Наблюдение за трудом няни в процессе мытья посуды после завтрака.

Задачи:

1. Раскрыть детям последовательность выполнения трудовых операций.

2. Формировать умение подчеркивать результат труда (чашки стали чистые).

3. Закрепить в словаре воспитанников названия трудовых действий и их последовательность.

4. Воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание помогать ей.

   

Октябрь

2 неделя

   

Организация сюжетно-ролевых игр " Вымоем посуду для кукол" или "Мытье игрушек"

Задачи:

1. В процессе игровой ситуации формировать у малышей представление о значимости результатов труда (чистые игрушки).

2. Развивать умение воспроизводить последовательность трудовых действий.

3. Воспитывать у детей желание трудиться.

 

Октябрь

3 неделя

Тема: "Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя". Дидактическая игра "Поручения".

Задачи:

1. Уточнить знания детей о содержании работы помощника воспитателя; об орудиях труда.

2. Развивать умение грамматически правильно рассказывать о трудовых действиях.

3. Формировать умение согласовывать в речи прилагательные с существительными (например, белое белье, чистая посуда).

4. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" занятие № 49, с.81.)

     

Октябрь

4 неделя

     

Привлечь родителей к проведению генеральной уборки в групповой комнате.

Ноябрь

1 неделя

   

Дидактическая игра "Угадай мою профессию"

Цель: формировать умение детей при помощи реальных предметов или картинок, изображающих орудия труда определить профессию человека.

 

Ноябрь

2 неделя

Экскурсия в прачечную детского сада.

Задачи:

1. Дать детям элементарное представление о данной профессии.

2. Наглядно познакомить детей с трудовыми действиями, орудиями труда, машинами, облегчающими и ускоряющими трудовой процесс (стиральная машина, утюг и т.д.); условиями, в которых он осуществляется.

3. Показать значимость труда прачки для детей детского сада (чистые простыни, полотенца).

4. Воспитывать уважение и бережное отношение к труду взрослых.

     

Ноябрь

3 неделя

 

Организовать труд детей в вечернее время - стирка кукольного белья.

Задачи: уточнить знания детей о труде прачки; развивать желание содержать в порядке и чистоте одежду кукол, белье, свои вещи.

   

Ноябрь

4 неделя

     

Предложить родителям прочитать дома детям произведение К.Чуковского "Федорино горе". Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки.

Декабрь

1 неделя

Экскурсия на кухню.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию названия профессии (повар).

2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

3. Развивать умение видеть результат труда.

4. Воспитывать уважение к людям данной профессии.

     

Декабрь

2 неделя

 

Дидактическая игра "Сварим из овощей вкусный суп".

Задачи:

1. Расширять знания детей о труде повара.

2. Познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок позднее может перенести в игровую ситуацию.

3. Совершенствовать знания детей о назначении предметов кухонной посуды.

4. Активизировать соответствующие слова в речи детей (например, овощной).

5. Воспитывать уважение к этому труду; желание сделать другим полезное и приятное.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" занятие №9, с.40.)

   

Декабрь

3 неделя

   

Лепка (в вечернее время) продуктов для игры " Повар готовит обед".

Задачи:

1. Расширять знания детей о труде повара.

2. Формировать умение детей лепить предметы, раскатывая комок пластилина круговыми и прямыми движениями рук.

3. Развивать координацию движений рук.

4. Поддерживать стремление детей отражать свои впечатления об окружающем в лепке.

5. Воспитывать интерес и аккуратность при работе с пластилином.

(см. Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3-4 лет" с.93.)

Дидактическая игра "День рождения куклы".

Цель: обогащать знания детей посредством запоминания детьми названий чайной и кухонной посуды; названий блюд, некоторых действий по сервировке.

 

Декабрь

4 неделя

     

Предложить родителям прочитать вечером своим детям произведение С.Капутикяна "Машенька обедает", побеседовать по содержанию.

Январь

1 неделя

   

Дидактические игры:

"Узнай и назови"

Цель: формировать умение детей подбирать и называть картинки, изображающие орудия труда врача.

"Предмет и форма"

Цель: совершенствовать умение соотносить очертания предмета с геометрической фигурой.

 

Январь

2 неделя

Экскурсия в процедурный кабинет, беседа с медсестрой.

Задачи:

1. Напомнить детям имя, отчество медицинской сестры и месторасположение её кабинета в детском саду.

2. Познакомить ребят с назначением процедурного кабинета (там хранятся бинты, вата, шприцы, таблетки, градусники, йод и т.д.).

3. Обратить внимание детей на чистоту и стерильность в кабинете.

4. Уточнить знания детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком).

5. Воспитывать у детей уважение и благодарность к людям этой профессии.

     

Январь

3 неделя

 

Сюжетно-ролевая игра "Врач и медсестра"

Задачи:

1. Продолжать формировать умение детей отображать свои знания о работе медсестры в игре (ее обязанности, трудовые действия: делает прививки, закапывает в глаза, смазывает ранки, забинтовывает).

2. Развивать умение производить цепочку игровых действий врача и медсестры, где врач дает распоряжения медсестре.

3. Продолжать обучать детей пользоваться предметами-заместителями.

4. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в игре.

   

Январь

4 неделя

     

Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой "Наш доктор", побеседовать по содержанию.

Обратиться к мамам с просьбой сшить для сюжетно-ролевой игры "Больница" белые халаты и  колпаки посредством организации конкурса "Мамины умелые ручки".

Февраль

1 неделя

Тема: "Знакомство с профессией врача" (с приглашением врача)

Задачи:

1. Познакомить детей с профессией врача, с некоторыми профессиональными действиями врача, с предметами-помощниками в труде врача.

2. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

     

Февраль

2 неделя

 

Рассматривание аптечки.

Задачи:

1. Познакомить детей с содержимым аптечки, уточнить целевое назначение хранящихся предметов и лекарств.

2. Объяснить детям необходимость правильного и аккуратного пользования некоторыми препаратами.

3.Объяснить значение поговорки: "Запомните, детки, таблетки - не конфетки".

(см. Т.А. Шорыгина "Беседы об основах безопасности" с.25.)

Чтение произведения К. Чуковского "Айболит"

Задачи:

1. Побеседовать с детьми о профессии врача.

2. Приучать детей внимательно слушать большое по объему и сложное по содержанию произведение, отвечать на вопросы.

   

Февраль

3 неделя

   

Сюжетно-ролевая игра " Больница".

Вариант "Кукла Катя заболела".

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей брать на себя роли мамы и врача, действовать соответственно своей роли, доводить взятую роль до конца игры.

2. Способствовать отображению детьми действий врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, а так же предметами-заменителями.

3. Обратить внимание на стремление детей сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги.

4. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

 

Февраль

4 неделя

     

1. Попросить родителей оказать помощь в пополнении "Волшебного сундучка" предметами-заместителями для сюжетно-ролевых игр.

2. Предложить загадать загадку детям:

"Кто в дни болезни всех полезней,

И лечит нас от всех болезней"

Март

1 неделя

 

Рассматривание картины "Семья".

Задачи:

1. Способствовать накоплению у воспитанников конкретных представлений об элементарных трудовых действиях взрослых и детей.

2. Формировать грамматически правильную речь детей при описании действий людей, изображенных на картине.

З. Воспитывать желание помогать взрослым, выполняя простые трудовые поручения.

   

Март

2 неделя

Тема: " Будем учиться заваривать чай".

Задачи:

1. Продолжать развивать представления детей о домашнем труде.

2. Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, залить кипятком,  добавить в чай сахар, молоко или сливки).

3. Совершенствовать умение детей различать и называть предметы чайной посуды и их части (ручки, крышка).

4. Познакомить с назначением некоторых предметов (сахарницы, молочника).

5. Активизировать словарь детей словами: чайник, молочник, кофейник.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" занятие № 13, с.44.)

     

Март

3 неделя

   

Лепка на тему: "Угощение для кукол".

Задачи:

1. Развивать умение выбирать из названного круга предметов (бублики, баранки, конфетки, крендельки) содержание своей лепки.

2. Развивать воображение.

3. Совершенствовать приемы лепки.

4. Воспитывать самостоятельность; желание лепить то, что нужно для игры.

(см. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду" с.35)

 

Март

4 неделя

     

Лепка из соленого теста "Вкусная выпечка". (см. И.А. Лыкова "Художественный труд в детском саду" с.100.)

Организация фотовыставки "Семейные увлечения".

Апрель

1 неделя

Экскурсия по детскому саду.

Задачи:

1. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на территории детского сада.

2. Закрепить имена и отчества работников детского сада (заведующей, педагога, музыкального руководителя).

3. Воспитывать культуру поведения (при встрече - здороваться, при расставании говорить "До свидания").

4. Воспитывать уважительное отношение ко всем, кто трудится в детском саду.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" с.31.)

     

Апрель

2 неделя

 

Аппликация на тему: "Красивый цветок".

Задачи:

1. Формировать умение детей составлять изображение по частям.

2. Развивать эстетическое восприятие.

3. Воспитывать стремление сделать красивую вещь в подарок сотрудникам детского сада.

4. Воспитывать уважение к людям труда.

(см. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду" с.33)

   

Апрель

3 неделя

   

Конструктивная деятельность детей из строительного материал на тему: "На участке детского сада".

Задачи:

1. Приобщать детей к конструированию простейших конструкций (скамейка, стол, дорожка, забор) через разыгрывание простых сюжетов.

2. Закрепить названия строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) и способы их соединения между собой.

3. Воспитывать интерес к коллективной работе, дружелюбное отношение к сверстникам.

( см. Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3-4 лет" с. 55.)

 

Апрель

4 неделя

     

Организовать родителей на покраску оборудования на участке детского сада.

Май

1 неделя

Тема: "Кто убирает наши дворики в детском саду"

Задачи:

1. Закрепить элементарные представления детей о труде дворника в детском саду.

2. Отметить социальную направленность этой профессии: сделать дворики чистыми и красивыми для всех людей.

3. Познакомить с орудиями труда дворника - метла, лопата, скребок, совок; ввести их названия в активный словарь.

4. Вызвать у детей желание познакомиться с дворником детского сада.

5. Воспитывать уважение к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

( см. Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3-4 лет" с. 69.)

     

Май

2 неделя

 

Дидактическая игра "Найди ошибки в использовании предметов"

Цель: совершенствовать умение детей находить среди большого количества картинок ту, на которой изображена ошибка (например, дворник держит метлу ручкой вниз).

   

Май

3 неделя

   

Аппликация из готовых геометрических фигур: "Лопата", "Тележка", "Метла" и т.д. (на выбор по желанию детей).

Задачи:

1. Закреплять знания детей об орудиях труда.

2. Формировать умение детей составлять изображение по частям.

3. Развивать воображение.

4. Упражнять в умении намазывать клей на всю поверхность формы.

5. Воспитывать самостоятельность.

 

Май

4 неделя

     

1. Организовать родителей принять участие в уборке группового участка (на прогулке).

2. Предложить вниманию родителей игры для развития мелкой моторики детей "Грабли":

"Листья падают в саду,

Я их граблями смету."

(Руки вытянуты перед собой, ладони смотрят вниз, пальцы полусогнуты, изображают грабли. Дети как бы подгребают к себе листву.)

Июнь

1 неделя

 

Тема: "Рассказ воспитателя о труде шофера. Рассматривание картины "Едем в автобусе".

(серия "Мы играем", автор - Е.Батурина)

Задачи:

1. Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, автобусах.

2. Активизировать в речи детей слова: кабина, руль, колеса, шофер, салон.

3. Совершенствовать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя.

4. Воспитывать уважение к людям труда.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" занятие № 53, с.86.)

   

Июнь

2 неделя

   

Предложить детям альбом для раскрашивания  "Машины на нашей улице".

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о различных видах специальных машин.

2. Закрепить технику рисования: правильно держать карандаши (фломастеры, восковые мелки) в правой руке, штриховать, не выходя за пределы контура.

3. Воспитывать интерес к данной профессии.

Предложить для рассматривания альбом "Транспорт".

Цель: закрепить и расширить знания детей о транспорте; понимать обобщенное значение слова "транспорт" и использовать его в активной речи.

 

Июнь

3 неделя

     

Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Шоферы" (выпилить из фанеры рули и покрасить их).

Июнь

4 неделя

       

Июль

1 неделя

   

Дидактические игры:

1. "Кому что нужно для работы?"

Цель: закреплять умение детей подбирать картинки с изображением орудий труда для работы.

2. "Узнай и назови"

Цель: закреплять умение детей по одежде  взрослого называть профессию.

3. "Чудесный сундучок"

Цель: закреплять знания детей о том, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

 

Июль

2 неделя

 

Тема: "Рассказ воспитателя о труде взрослых".

Задачи:

1. Обогащать знания детей о труде взрослых.

2. Рассказать, из каких конкретных трудовых операций состоит труд знакомых детям людей (шофера, помощника воспитателя, повара).

3. Показать значение данного вида труда для всех людей.

4. Воспитывать уважение ко всякому труду и желание трудиться.

(см. В.В. Гербова "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" с.77.)

Заучивание пословиц.

Задачи:

1. Воспитывать уважение ко всякому труду и желание трудиться.

2.Развивать логическое мышление, учить понимать смысл пословиц, а также употреблять их в своей речи.

1. Скучен день до вечера,

Когда делать нечего.

2. Гуляй, да дела не забывай.

3. Без труда не вытащить и рыбку

из пруда.

   

Июль

3 неделя

     

Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Повар" (сшить колпаки и шапочки).

Предложить родителям загадать дома своему ребенку загадку:

"Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Румяные котлеты,

Салаты, винегреты?"   (повар)

Июль

4 неделя

       

Август

1 неделя

 

Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Задачи:

1. Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни.

2. Развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять действия в игре - свою роль; играть со сверстниками.

3. Поощрять стремление детей самостоятельно подбирать атрибуты; использовать в игре предметы-заменители.

Рассматривание картины "Продавец" (из серии "Профессии").

Цель:

1. Совершенствовать умение детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы, действия персонажей, устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами.

2. Развивать умение детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, добавлять его фразами из личного опыта.

3. Способствовать формированию положительного отношения к труду продавца.

   

Август

2 неделя

   

Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Задачи:

1. Закрепить знания детей об овощах и фруктах, как результатах труда людей на огороде и в саду; продуктах питания, обладающих различными признаками (цвет, форма, величина).

2. Совершенствовать умение определять овощи и фрукты на ощупь.

Дидактическая игра "Куда это положить?".

Цель: упражнять в умении сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, классифицировать (игрушки, одежда, обувь, посуда).

Лепка из пластилина на тему: "Собираем урожай".

Задачи:

1. Совершенствовать координацию движений рук.

2. Совершенствовать приемы лепки: круговыми и прямыми движениями рук.

3. Воспитывать интерес к лепке.

( см. Л.А.Парамонова "Развивающие занятия с детьми 3-4 лет" с. 93.)

 

Август

3 неделя

     

Попросить родителей принять активное участие в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевой игре "Магазин" посредством организации выставки "Что нам осень принесла".

Предложить загадать дома загадку:

"У метро стеклянный дом.

Покупаем в доме том:

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный".

(овощной магазин)