Основная общеобразовательная программа

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детского сада  № 130

города  Пензы "Росток"

(в сокращении)


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 130 г. Пензы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; «Изменениями № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Основная  общеобразовательная  программа дошкольного  образования – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учётом государственных требований к дошкольному уровню образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ   охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей  с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, коррекцию недостатков в развитии речи детей.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их  возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание программы представлено в образовательных областях: «Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "социально-коммуникативное развитие".

Программа приближена к «разумному минимуму», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста.

Программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного  освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования и коррекцию речи детей.

Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на 6 лет обучения: дети раннего, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено по шести возрастным группам:

ранний возраст – первая группа детей раннего возраста (второй год жизни), первая младшая группа (третий год жизни);

младший дошкольный возраст – вторая младшая группа (четвёртый год жизни), средняя группа (пятый год жизни);

старший дошкольный возраст – старшая группа (шестой год жизни) и подготовительная группа (седьмой год жизни).

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Ранний возраст

Главными целями взрослого в отношении ребёнка раннего возраста являются:

  • организация предметной деятельности;
  • обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;
  • формирование речи.

Младший дошкольный возраст

Основными целями взрослых, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, являются:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, дозирование мышечных нагрузок; забота об эмоциональном комфорте;
  • создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;
  • доброжелательное и продолжительное общение с ребёнком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, обеспечение развития речи, любознательности и инициативности;
  • формирование у детей интереса к художественным видам деятельности.

Старший дошкольный возраст

Основные цели, которые ставятся педагогами в отношении старших дошкольников, следующие:

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического развития (при этом следует избегать нервных и физических перегрузок);
  • создание условий для реализации всех видов игры;
  • внимательное отношение и терпеливая поддержка формирующегося детского сообщества;
  • формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
  • обеспечение развития у детей диалогической и монологической речи во всех видах деятельности и общения;
  • развитие у детей познавательных интересов, сенсорных и интеллектуальных способностей;
  • поддержка экспериментирования с материалами, словом, движением и др., моделирование; развитие воображения и творческого начала;
  • формирование у детей эстетического отношения к окружающему и художественных способностей.

В каждой возрастной группе выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности:  предметной деятельности (ранний возраст), игре во всех её видах (дошкольный возраст).

Особенности осуществления образовательного процесса

Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Всё содержание образовательного процесса представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают четыре вектора решения:

1) непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации  различных видов детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) самостоятельная деятельность детей;

4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Примерная структура организации образовательного процесса в ДОУ

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность

детей

Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

     

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1.5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений и пр.). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В тёплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвёртого года жизни) – 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную непосредственно образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю, Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведённого на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводим в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник и среду). Для профилактики утомления детей сочетаем указанную непосредственно образовательную деятельность с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

Домашние задания воспитанникам не задаются.

В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности дифференцируются в зависимости от возраста ребёнка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности непосредственно образовательной деятельности её следует начинать со старшими  детьми, постепенно подключая младших.

В середине года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуем каникулы, во время которых проводим непосредственно образовательную деятельность только эстетического цикла (музыкальную, двигательную, изобразительную, игровую деятельности).

В дни летних каникул непосредственно образовательная деятельность не проводится. Организуются спортивные  и подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, экскурсии др., а также увеличивается продолжительность прогулок.

Особенностью осуществления  образовательного процесса является также учёт региональных, национально-культурных, демографических и климатических условий. При реализации программы предполагается использование научно-методического обеспечения в виде авторских программ: «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой и «Ребёнок и весь мир» Е.Ф. Купецковой.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рациональный режим дня остаётся основой охраны здоровья и воспитания детей. Чёткое выполнение режима способствует регулированию базовых физиологических потребностей ребёнка, стабильности поведения, приучает его к организованности, активности, помогает сохранять устойчивую работоспособность.

Распределение времени затрачиваемого на реализацию основной  общеобразовательной программы ДОУ для детей 3-4 лет (по Н.В. Фединой):

100% (12-часов) – 65% (минимальное время реализации всей Программы) = 35% (время, в которое Программа не реализуется).

35% - 21% (дневной сон) = 14% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги).

Распределение времени затрачиваемого на реализацию основной  общеобразовательной программы ДОУ для детей 5-7 лет (по Н.В. Фединой):

100% (12-часов) – 80% (максимальное время реализации всей Программы)= 20% (время, в которое Программа не реализуется)

20% - 17% (дневной сон) = 3% (присмотр и уход, не связанные с решением образовательных задач, а также платные дополнительные образовательные услуги).

Во всех группах предлагается примерный режим дня (для дошкольных учреждений с 12-часовым пребыванием детей).

Ранний возраст

Первая группа детей раннего возраста (второй год жизни)

Продолжительность дневного сна для детей не менее 3 часов. Регулярное питание – не менее 3 раз в день.

Прогулка проводится 2 раза в день. Одежда детей  максимально способствует состоянию теплового комфорта организма ребёнка и позволяет ему легко двигаться.

Гигиенические условия

Температура воздуха в помещении – в пределах +22°, +21° С; в спальной комнате – +19°, +18°С (с учётом климатических условий); относительная влажность воздуха – 40-60%. В группе обеспечивается оптимальное естественное освещение; искусственное освещение  достаточное, равномерное и рассеянное.

 

Первая младшая группа (третий год жизни)

По сравнению с предыдущей возрастной группой, для детей третьего года жизни устанавливается единый режим дня, в котором значительно увеличивается продолжительность периода активного бодрствования (в течение дня – около  6 часов).

Режим дня строится с учётом сезонных изменений. В тёплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, сокращается образовательная деятельность; при наличии условий некоторые режимные моменты переносятся на прогулочный участок (игры-занятия, гимнастика, закаливание). Продолжительность игр-занятий не  превышает 10 минут.

Гигиенические условия

В приёмной и игровой комнатах температура воздуха составляет +22°С, в спальной комнате – +19°С; относительная влажность воздуха в помещениях – 40-60%. Регулярное сквозное проветривание продолжительностью не менее 10 минут осуществляется в отсутствие детей через каждые 1,5 часа. Заканчивается проветривание за 30 минут до прихода детей. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры не более чем на 2°С. Необходимо обеспечить достаточное естественное и искусственное освещение в группе.

Младший дошкольный возраст

Вторая младшая группа (четвёртый год жизни)

При осуществлении основных моментов режима важен индивидуальный подход к ребёнку: сон может быть у детей разным по длительности; в рационе питания могут быть замены блюд  и др.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня  (не более 15 мин).

Гигиенические условия

В помещении группы температура воздуха составляет +21,+22°С, влажность воздуха – 40–60%, в гимнастическом зале и спальной комнате – +19°С (при соответствующей одежде детей). Нормальная температура воздуха поддерживается регулярным проветриванием помещения: одностороннее проветривание проводится каждый час в течение 5–10 минут в присутствии детей; сквозное проветривание – в течение 10–15 минут в отсутствие детей. Состоянию теплового комфорта организма способствует правильная одежда: два слоя в группе, один слой для непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.

Средняя группа (пятый год жизни)

При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм непосредственно образовательной деятельности коллективных и индивидуальных игр, умственных и физических нагрузок, разнообразной деятельности и отдыха. Необходим постепенный подъём детей после дневного сна.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня (не более 20 мин).

Гигиенические требования к  условиям пребывания  детей в  помещении  (температура, влажность воздуха, освещённость) – те же, что и в предыдущей группе.    Особое внимание следует обращать на правильный подбор детской мебели (столов и стульев)  в соответствии с ростом ребёнка. Все игрушки, пособия, оборудование  и тренажёры, компьютеры, аудио- и видеотехника должны иметь гигиенический сертификат.

Старший дошкольный возраст

Старшая группа (шестой год жизни)

Необходимо обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки,                       а также достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня  (не более 25 мин). Дополнительная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня  (не более 2-х раз в неделю).

Гигиенические условия

Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим за счёт систематического проветривания помещения (в отсутствие детей проводить сквозное проветривание в течение 5–15 минут несколько раз в день с учётом погодных условий). Температура воздуха в группе – +20°С. Температура воздуха в спальной комнате – +19°С, в гимнастическом зале – +19°С. Ежедневная прогулка в холодное время года в средних широтах проводится при температуре воздуха до –20°С.

Следует обеспечить максимальный доступ дневного света в помещение. В осенне-зимний период искусственное освещение должно создавать благоприятные условия для зрительной работы детей на непосредственно образовательной деятельности.

Подбор детской мебели производится в соответствии с ростом детей.

 

Подготовительная группа (седьмой год жизни)

Как и в предыдущей группе, чёткое соблюдение рекомендованного режима дня для детей 7-го года жизни является обязательным. Ежедневный дневной сон – необходимое условие правильного нервно-психического развития, обеспечения устойчивой работоспособности детей в течение дня.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня (не более 30 мин). Дополнительная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня  (не более 2-х раз в неделю).

Гигиенические условия 

Нормальная температура, чистота и влажность воздуха регулируется проветриванием, которое проводится в отсутствие детей.  Схема  проветривания одинакова для всех дошкольных групп. Температура воздуха в помещении группы не превышает +20°С. В спальне, гимнастическом зале температура воздуха поддерживается в пределах +19°С  с учётом адаптации детей к сниженным температурам воздуха и характера их деятельности.

В холодный период года дети могут гулять,  как и в предыдущей группе, при температуре воздуха до – 20°С (в средних широтах). Одежда детей для прогулки зимой – четыре или пять слоёв.

В весенне-летний период групповые помещения освещаются преимущественно естественным светом, доступ которого в помещение должен быть беспрепятственным; при ярком солнце используются солнцезащитные устройства. Групповые комнаты не  загромождены мебелью, так как это препятствует свободной двигательной деятельности детей и играм. Мебель  соответствует росту каждого ребёнка.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы логопедической группы детского сада. Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактику дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

 

Система комплексного психолого-медико-педагогического  сопровождения детей с недостатками в речевом развитии в условиях

образовательного процесса

Сроки и условия психолого-медико-педагогического обследования детей

Отбор детей с нарушениями речи в группы и комплектование провидится на основании протокола городской психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) с согласия родителей (законных представителей), о чем составляется договор. Протокол подписывается всеми членами ПМПК, учителем-логопедом, заведующей МДОУ. на основании рекомендаций ПМПК учитель-логопед комплектует подгруппы для ведения коррекционно-развивающей работы с детьми, осуществляет планирование работы с учетом возраста и структуры нарушения, определяет совместный план взаимодействия с участниками коррекционно-педагогического процесса.

Всестороннее психолого-педагогическое обследование детей группы проводится в первые две недели сентября. Данные обследования фиксируются в речевой карте, которая заканчивается логопедическим заключением. На основе анализа результатов обследования составляется план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком. При повторном обследовании в речевой карте фиксируются итоги работы.  На основе анализа итогов обследования детей составляется перспективный план работы с детьми логопедической группы на год.

В случаях направления ребенка на консультацию к врачу-специалисту учитель-логопед заполняет форму, которая должна содержать Ф.И. ребенка, возраст, причину направления (например, уточнение образовательного маршрута, рекомендации по лечению), а также угловой штамп ДОУ.

В логопедической группе ДОУ требуется всестороннее обследование речевых и неречевых процессов у детей, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При изучении детей должны быть учтены следующие принципы (онтогенетический, этиопатагенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет, ведущей возрастной), взаимосвязь речевого и общего психического развития).

В процессе изучения логопед выявляет объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставляет его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов анализируется взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Определяется соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявляется компенсаторная роль сохраненных звеньев речевой функции, сопоставляется уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевой общении.

В обследовании ребенка выделяется несколько этапов:

1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребенком, изучение специальной документации. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

2. Дифференцировочный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта.

3. Этап обследования неречевых процессов тесно связанных с речевым развитием.

4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Ежегодно в январе месяце учитель-логопед проводит профилактический осмотр детей общеразвивающих групп ДОУ. Результаты осмотра фиксируются в журнале и медицинских картах детей. В графе «Рекомендации» содержатся выводы по результатам осмотра (речь в норме, рекомендованы консультативные занятия с логопедом, оформление в логопедическую группу, дополнительное углубленное обследование специалистами и т.п.).

Сроки и характеристика мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг – это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Системой мониторинга в данной программе является:

•   достижения детьми планируемых результатов освоения программы,

•   обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,

•   позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей,

•   включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В основу системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования легли следующие положения.

1. Воспитательно-образовательная работа нацелена не столько на усвоение определенного и конкретного содержания, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, на всемерное обогащение разнообразного опыта деятельности и его обобщение, формирование способности применять этот опыт в разных, в том числе новых условиях. Это, в свою очередь, формирует у ребенка качества и умения, которые он свободно использует в своей жизни для решения разнообразных задач в своей деятельности. Поэтому успешность освоения ребенком программных требований должна оцениваться в процессе реальной жизнедеятельности детей, так как характеристикой развития выступает не столько формальная усвоенность той или иной информации, сколько применение ее в практической деятельности.

2. Основные задачи логопедических групп ДОУ связаны с коррекцией речевого развития, образовательно-воспитательной работой и созданием условий для детского развития. Поэтому диагностика, являясь важным элементам работы, не должна без особых на то причин отнимать много времени ни у педагогов, ни у детей.

Мониторинг проводится трижды в год по две недели в сентябре, январе и в мае.

Процедура оценки предполагает двухуровневый подход. Первый уровень – низко формализованные методы, применяемые воспитателем, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным картам педагогического обследования, разработанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенной в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оценки по разделам физического и музыкального развития могут давать соответственно педагог по физической культуре и музыкальный руководитель.

Второй уровень – высоко формализованные методы, применяемые специалистами (педагогами-психологами, учителями-логопедами). Перечень методик, используемых специалистами при обследовании детей.

На основе высоко формализованного мониторинга учитель-логопед составляет план  индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком на учебный год.

В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые  позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в развитии познавательной сферы ребенка.

Такой план позволяет систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Интегральные показатели качества усвоения программы детьми трёх лет

Предметно-орудийная деятельность

Ребёнок:

¨   умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением (ест ложкой, пьёт из чашки, пользуется туалетом, вытирает руки полотенцем, использует мыло, носовой платок и др.);

¨   самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует другую игрушку, чтобы достать закатившийся мячик);

¨   способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого только застёгивает пуговицы, завязывает шнурки; помогает взрослому убирать игрушки);

¨   стремится к самостоятельности, говорит и демонстрирует «Я сам!»;

¨   выполняя действия, называет себя не только по имени, но и использует местоимение «я».

Общение

Ребёнок:

¨   общение осуществляет на основе использования речи; действия с предметами начинает выполнять по словесному указанию взрослого («Пойдём гулять, будем одеваться» и др.);

¨   обращается ко взрослому с просьбой о помощи (подходит к воспитателю, чтобы ему завязали шапку, развязали шарф, дали бумагу для рисования и др.); активно включается в парные игры со взрослым («прятки», «катание мяча» и др.).

 

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-отобразительная игра:

Ребёнок:

¨   пока не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать её действия, движения, слова (кормит куклу, укладывает её спать и др.);

¨   использует предметы-заместители (кормит куклу палочкой и др.).

Изобразительная деятельность: 

¨   ребёнок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им названия;

¨   возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик-машина  и др.).

Подражание:

Ребёнок:

¨   активно подражает сверстникам и взрослым;

¨   показывает действием неодушевлённые предметы (как летит самолёт, едет машина), изображает животных и др.

Речь

Пассивная (импрессивная) речь:

Ребёнок:

¨   по инструкции взрослого узнаёт и правильно показывает предметы и их части на картинках, то есть соотносит изображение и реальный предмет;

¨   выполняет инструкции взрослого («Подойди к столу», «Возьми мишку»);

¨   проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путём включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др.); эмоционально реагирует на песенки и потешки («Петушок, петушок», «Пошёл котик на Торжок» и др.).

Активная (экспрессивная) речь:

Ребёнок

¨   имеет достаточный активный словарь: называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина – у машины колёса и руль, машина едет, она красная); владеет грамматическими категориями разговорного языка: составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам;

¨   способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задаёт вопросы «Кто?», «Что?» и ждёт на них ответа).

Действия с предметами как основа познавательного развития

Ребёнок: 

¨   действия руки контролирует зрением;

¨   овладевает приёмами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин;

¨   вкладывает плоскостные и объёмные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски Сегена, «стаканчики», «волшебный сундучок» и др.);

¨   группирует предметы по цвету (основные цвета), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр);

¨   умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения (большой – поменьше – маленький);

¨   выполняет несложное конструирование из кубиков (строит башенку, поезд, скамеечку, кроватку, диванчик и т.п.) и включает в игру.

Эмоциональные проявления

Ребёнок: 

¨   эмоционально отзывчив, чувствителен к отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке («молодец», «ты очень хороший мальчик», «умница» и т.п.);

¨   проявляет любовь и нежность к близким людям;

¨   реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения;

¨   имеет начальное представление  об  опасности  (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы, и т.п.).

 

Здоровье

Проявления в психическом развитии:

¨   преобладает  уравновешенный  эмоциональный тонус, радостное настроение                       в коллективе сверстников;

¨   интерес к окружающему проявляется в познавательной и физической активности, в потребности общения с окружающими;

¨   проявляется умение выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть);

¨   проявляется умение различать «можно» и «нельзя», адекватно реагировать на запрет (не кричать, не падать на пол, не стучать ногами, легко переключаться, быстро успокаиваться и др.).

Проявления в физическом развитии:

Ребёнок:

¨   владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы высотой 10 см, в различном темпе; бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30–40 секунд; прыжки на месте и с продвижением вперёд);

¨   воспроизводит простые движения по показу взрослого;

¨   охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;

¨   получает удовольствие от процесса выполнения движений.

О нормальном функционировании организма ребёнка свидетельствует: глубокий сон и активное бодрствование, хороший аппетит, регулярный стул.

 

Интегральные показатели качества усвоения программы детьми пяти лет

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевая игра:

Ребёнок:

¨    принимает на себя роль, называет свою роль словом (Я – мама. Я – врач), выполняет игровые действия;

¨    использует предметы-заместители (палочка может быть ложкой, градусником и т.п.); проявляет реальные и игровые отношения;

¨    взаимодействует с другими детьми (договаривается о распределении ролей и содержании игры по ходу развития сюжета); инициативен в организации предметной среды для самодеятельных игр.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

Ребёнок:

¨    изображает человека, животных, природу, различные по цвету и форме предметы схематично, но узнаваемо; изобразительную деятельность сопровождает речью и драматизацией;

¨    использует цвет для выражения эмоционального отношения к изображаемому;

¨    аккуратно выполняет аппликацию из готовых форм;

¨    пользуется ножницами (режет по прямым и косым линиям, вырезает овальные и круглые формы).

Конструирование:

Ребёнок:

¨    конструирует по образцу; преобразует конструкции по заданию взрослого, используя различные материалы (строительные наборы, конструкторы, бумагу, природный материал);

¨    пользуется простыми способами конструирования (надстраивание, пристраивание; разрывание, надрывание и скручивание бумаги; «опредмечивание» природного материала).

Самообслуживание

Ребёнок:

¨    самостоятелен в умывании, раздевании, одевании, пользовании туалетом; при необходимости сам может обратиться за помощью («застегни мне», «развяжи шарф» и т.п.);

¨    аккуратен во время еды, умеет использовать носовой платок, правильно надевает обувь и т.п.;

¨    выполняет отдельные поручения (дежурит по столовой, поливает растения, кормит рыбок и др.);

¨    убирает на место свою одежду, игрушки, книги.

Общение

Ребёнок:

¨    способен общаться со взрослым на тему, отражающую как воспринимаемую ситуацию, так и выходящую за её пределы («когда было лето, мы с папой...», «скоро мы поедем...»);

¨    охотно задаёт вопросы в разговоре со взрослым; способен заметить эмоциональные состояния взрослых и детей;

¨    проявляет  сочувствие  к близким взрослым и сверстникам; владеет элементарными навыками проявления вежливости (умеет здороваться, прощаться, благодарить); использует в общении речевые и неречевые средства (выразительные жесты, мимику).

Речь

Ребёнок:

¨    использует речь для инициирования общения, регулирования собственного поведения («Я подожду», «Я посмотрю» и т.д.), оценки себя и своих действий («Я – хороший», «Получилось красиво»), удовлетворения своих разнообразных потребностей («хочу кушать», «болит живот», «дай мяч»);

¨    обладает определённым словарным запасом (знает названия предметов быта, явлений природы и общественной жизни; активно использует глаголы);

¨    может построить высказывание  из нескольких простых предложений;

¨    может ответить на вопросы по содержанию хорошо знакомых сказок; восстановить их сюжет по картинкам;

¨    звукопроизношение у него в основном сложилось, однако встречаются отдельные недостатки (замена звуков Р на Л и др.).

 

 

 

 

Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем мире:

Ребёнок:

¨    знает свои имя, фамилию, возраст, имена родителей и других членов семьи, имя и отчество воспитателей;

¨    знает, в какой стране, в каком городе (посёлке) он живёт;

¨    ориентируется в помещении и на участке детского сада;

¨    задаёт вопросы о новых вещах;

¨    проявляет интерес к явлениям природы, имеет представления о различных животных (рыбки, кошки, собаки, лошади, бабочки) и растениях (деревья, цветы, трава); понимает простейшие причинно-следственные связи (идёт снег – холодно – надо тепло одеваться); соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, столкнувшись с незнакомыми людьми; понимает, что без разрешения взрослых нельзя уходить с территории детского сада, поднимать незнакомые предметы и т.д.

Экспериментирование:

Ребёнок:

¨    в практических действиях с новыми для него предметами пытается узнать их свойства (можно сжимать, катать, бросать, разъединять, пересыпать, переливать и пр.);

¨    путём проб и ошибок находит решение практических задач (вставить и повернуть ключик, чтобы завести машинку; соединить детали для создания аппликации, постройки; смешать краски для получения нового цвета и т.д.).

Развитие обобщений:

Ребёнок:

¨    обобщает способы предметных, игровых действий, общения и может их использовать в новых условиях (ложкой не только ест, но и пересыпает сыпучие вещи, рыхлит землю; имитирует в игре труд врача, шофёра, продавца; здоровается и прощается не только в детском саду, но и в других ситуациях и т.д.);

¨    различает и называет основные формы (треугольник, квадрат, круг);

¨    определяет положение предметов в пространстве относительно себя (вверху – внизу, сзади – спереди и т.д.);

¨    имеет элементарные представления о времени (день – ночь, утро – вечер);

¨    может находить сходство и различие, группировать объекты по цвету, величине, форме, фактуре материала и назначению;

¨    может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10.

Эмоциональные проявления

Ребёнок:

¨    испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

¨    переживает, если его не принимают в игру, обижают сверстники;

¨    ярко проявляет эмоции при слушании литературных произведений;

¨    с удовольствием поёт, движется под музыку, танцует, участвует в игре-драматизации, в фольклорных играх.

 

Здоровье

Проявления в психическом развитии:

Ребёнок:

¨    начинает регулировать своё поведение в соответствии с принятыми нормами; способен сдерживать ситуативные желания, может довести начатое дело до конца (убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры);

¨    прилагает волевые усилия для преодоления трудностей (выполнить правило в подвижной игре, перепрыгнуть препятствие, раскрасить предложенный рисунок и т.д.).

Проявления в физическом развитии:

Ребёнок:

¨    ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;

¨    уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

¨    чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыки или под счёт;

¨    в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется; подпрыгивает на одной ноге;

¨    правильно лазает по лестнице;

¨    ловит мяч кистями рук, многократно ударяет им о пол и ловит его;

¨    бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку и т.п.;

¨    охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур;

¨    активен, с интересом участвует в подвижных играх;

¨    инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях.

Ребёнок проявляет устойчивость к изменениям внешней среды: меньше подвержен простудным заболеваниям, легче переносит резкие колебания температуры воздуха; легко засыпает, спокойно спит, своевременно просыпается, с аппетитом ест.

 

 

 

Интегральные показатели качества усвоения программы детьми семи лет

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-ролевая игра:

Ребёнок:

¨    стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;

¨    самостоятельно организует предметно-игровую среду;

¨    в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;

¨    действия в игре всё больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»);

¨    использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми;

¨    индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью.

 

Режиссёрская игра:

Ребёнок:

¨    берёт на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;

¨    создаёт и проигрывает целостные сюжеты;

¨    удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развёрнутую речь.

Народные игры:

Ребёнок:

¨    чётко соблюдает правила игры и получает удовольствие от их выполнения («Ручеёк», «Бояре»; «Колечко» и др.);

¨    испытывает чувство радости от принадлежности к группе сверстников, от принятия его другими детьми (выбрали в пару, в качестве ведущего и т.п.).

Дидактические игры:

Ребёнок:

¨    стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашёл выход из лабиринта);

¨    умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия);

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация):

Ребёнок:

¨    в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы и городской, и сельской жизни, сказочные образы;

¨    речью (замыслом) предвосхищает создание рисунка;

¨    использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.) в создании рисунка, лепки, аппликации;

¨    создаёт оригинальные рисунки, лепку, аппликацию (не  повторяющие работы других детей).

Конструирование:

Ребёнок:

¨    создаёт конструкции из разных материалов по собственному замыслу;

¨    применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы и др.);

¨    пользуется обобщёнными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и убирание лишнего для получения новой целостности);

¨    участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, для украшения интерьера, для игры и др.).

Самообслуживание и элементы труда

Ребёнок:

¨    распределяет и координирует свои действия во время выполнения обязанностей дежурных по столовой, ухода за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержания порядка в групповой  комнате; 

¨    владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причёсывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.);

¨     стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.).

Общение

Общение со взрослым:

Ребёнок:

¨    инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей;

¨    поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы; беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.);

¨    умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

¨    в общении проявляет уважение к взрослому.

Общение со сверстниками:

Ребёнок:

¨    способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья);

¨    проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; умеет договариваться со сверстниками;

¨    проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчён, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.).

Речь

Ребёнок:

¨    свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространёнными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;

¨    может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам);

¨    использует в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения;

¨    использует речь для планирования действий;

¨    понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребёнка о путешествии);

¨    свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости;

¨    проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений;

¨    по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи            (из телепередач, книг и др.);

¨    рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом;

¨    имеет элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове, предложении).

Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем мире:

Ребёнок:

¨    знает своё имя, фамилию, день рождения, имена родителей, называет адрес;

¨    имеет представление о России как своей стране; узнаёт и называет символику своей страны (флаг России, герб России, гимн России);

¨    интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.);

¨    имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;

¨    имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.); знает и называет материалы, из которых сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твёрдый, холодный, гладкий, бьётся, рвётся и др.);

¨    имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает (врач лечит, учитель учит);

¨    ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

¨    понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени ( воскресенье, отпуск, праздник и др.);

¨    обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы.

Экспериментирование:

Ребёнок:

¨    проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность;

¨    находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий;

¨    устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям – гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду – тонет, не тонет и др.).

Развитие обобщений:

Ребёнок:

¨    обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.);

¨    имеет представление об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры);

¨    владеет логическими операциями: анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.).

Эмоциональные проявления

сравнительно Ребёнок:

¨    инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется тому, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.);

¨    хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время – некоторой сдержанностью эмоций (владеет  социально  приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости,  страха);

¨    способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договорённости; поддаётся уговорам воспитателя;

¨    проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, настойчиво ищет решение задачи (как лучше собрать модель и др.); с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается;

¨    осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идёт с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.).

Здоровье

Проявления в психическом развитии:

Ребёнок:

¨    хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

¨    стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

¨    стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Проявления в физическом развитии:

У ребёнка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества). Он:

¨    сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

¨    подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

¨    прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

¨    бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

¨    бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и другие предметы удобной рукой на 5–8 м;

¨    хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

У ребёнка накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают легко, чаще всего без осложнений. Ребёнок активен, хорошо ест  и  спит, владеет элементарными навыками здорового образа  жизни (соблюдает  правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).

 

 

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы  обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и планирование их дальнейшего развития.

Мониторинг  освоения детьми  программы осуществляется три раза в год (сентябрь, январь, май) в каждой возрастной группе. При этом педагогами и иными специалистами заполняются  карты результатов педагогической диагностики, в которые заложены интегральные показатели усвоения программы детьми того или иного возраста.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки. Для организации мониторинга используются в сочетании низкоформализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованные (тесты, пробы, аппаратурные и др.) методы обследования детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, личностные, интеллектуальные качества ребёнка. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательной программой.

Организация мониторинга достижения детьми планируемых результатов  освоения программы.

Педагоги МДОУ  организуют промежуточный  и  итоговый мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

В ходе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы педагоги:

1.  Заполняют карты педагогического обследования в соответствии с интегральными показателями качества усвоения образовательной программы детьми того или иного возраста, представленными в примерной общеобразовательной программе ДОУ. Карты заводятся ежегодно.

В таблицах ставят условные знаки: «+» - интегральный показатель сформирован,  «-» -интегральный показатель не сформирован.

2.   Определяют уровень достижения детьми планируемых результатов освоения программы (подсчитывают количество знаков «+», определяют их процентное соотношение со всеми показателями по тому или иному разделу, таким образом, определяют уровень).

3. Дают количественную (в процентном соотношении) и качественную характеристику уровня достижения детьми возрастной группы планируемых результатов освоения программы (опираясь на характеристику уровней, предлагаемую ниже).

 

Количественная характеристика уровней достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Высокий уровень - 71 - 100% показателей имеют знак «+».

Средний уровень - 36 - 70% показателей имеют знак «+».

Низкий уровень - 0 - 35% показателей имеют знак «+».

Качественная характеристика уровней достижения детьми планируемых результатов освоения программы

 

Ранний возраст.

Группа показателей

Характеристика уровней

Высокий

Средний

Низкий

Предметно-орудийная деятельность

Самостоятельно действует с предметами и орудиями, используя их по назначению; способен к элементарному самообслуживанию.

С помощью взрослого способен правильно использовать предметы и орудия.

Не способен использовать предметы и орудия по назначению. Иногда проявляет стремление к самостоятельности.

Общение

Активно общается со взрослым.

Вступает в общение по инициативе взрослого

Не проявляет потребности в общении

Символико-моделирующие виды деятельности

Сюжетно-отобразителъная игра.

Сформирована сюжетно-отобразительная игра.

Копирует действия взрослых, но не использует предметы-заместители.

Сюжетно-

отобразительная игра не сформирована.

Изобразительная деятельность

Самостоятельно создает и называет простейшие изображения.

Создает и называет простейшие изображения с помощью взрослого.

Изображения рисует как случайные метки.

Подражание

Подражает взрослым, сверстникам, неодушевленным предметам, животным по собственной инициативе.

Подражание возникает после подсказки взрослого.

Откликается на подражание по просьбе только знакомого взрослого.

Речь

Пассивная (импрессивная) речь

Понимает речь и инструкции взрослого.

Понимает и выполняет инструкции взрослого в знакомой ситуации.

Понимает отдельные инструкции взрослого.

Активная (экспрессивная) речь

Способен инициировать диалог со взрослым и сверстниками.

Вступает в диалог по инициативе партнера по общению.

Активный словарь небольшой.

Не способен вступать в диалог.

Действия         с предметами

Владеет обобщенными действиями с предметами.

Владеет некоторыми обобщенными действиями с предметами.

Выполняет действия с предметами с помощью взрослого.

Эмоциональные проявления

Демонстрирует адекватные эмоциональные проявления. Имеет начальное представление об опасности.

Эмоциональные проявления требуют побуждения взрослого.

Эмоциональные проявления неадекватны ситуации.

Здоровье

Психическое здоровье

Преобладает хорошее настроение, проявляется потребность в общении и в активности.

Эмоциональный тонус неустойчивый, потребность в общении и в деятельности ситуативная.

Преобладают негативные эмоции, ребенок обидчив, неадекватно реагирует на запрет, указание, просьбу и пр.

Физическое здоровье

Владеет основными движениями в соответствии с возрастом, охотно занимается физическими упражнениями, организованными взрослыми.

Владеет некоторыми основными движениями в соответствии с возрастом.

Выполняет физические упражнения по просьбе или указанию взрослого.

Не владеет основными движениями в соответствии с возрастом. Проявляет ситуативный интерес к занятиям физическими упражнениями.

 

Младший дошкольный возраст 

Группа показателей

Характеристика уровней

 

Высокий

Средний

Низкий

Символико-моделирующие

виды

деятельности

Сюжетно-ролевая игра

Принимает на себя

роль в сюжетно-

ролевои игре,

самостоятельно

организует игровую

среду.

Принимает роль с

помощью взрослого

или сверстника, но

испытывает

затруднения в игровом

взаимодействии.

Не принимает роль,

игровое

взаимодействие

конфликтное или

пассивное.

Изобразительная деятельность

Владеет приемами

лепки, рисования,

аппликации в

соответствии с

возрастом.

Владеет некоторыми

приемами лепки,

рисования,

аппликации.

Не владеет приемами

лепки, рисования,

аппликации.

Конструирование

Конструирует

простыми способами,

используя различные

материалы.

Владеет некоторыми

способами

конструирования,

использует разные

материалы по

напоминанию

взрослого.

Испытывает

значительные

трудности в выборе

способа и материалов

для конструирования.

Самообслуживание

Владеет навыками

самообслуживания,

самостоятельно

осуществляет

гигиенические

процедуры, выполняет

отдельные поручения.

Осуществляет самообслуживание по напоминанию взрослого.

Владеет отдельными навыками самообслуживания, требуется помощь взрослого.

Общение

Способен к ситуативному и внеситуативному общению со взрослым.. Владеет элементарными навыками вежливого поведения.

Способен к ситуативному общению со взрослым.

По напоминанию использует слова и жесты вежливого поведения.

Не проявляет инициативы в общении.

Речь

Активно использует речь в общении, правильно строит высказывание из простых предложений. Звукопроизношение в основном корректное.

Встречаются ошибки в построении высказываний, значительные недостатки в звукопроизношении.

Речевые высказывания возникают по просьбе, побуждению взрослого. Отмечаются значительные недостатки в звукопроизношении.

Познавательное развитие

Ориентировка в окружающем

Имеет представления об окружающем мире в соответствии с возрастом.

Имеет отдельные представления об окружающем мире в соответствии с возрастом.

Сформированы некоторые представления об окружающем мире

Экспериментирование

Проявляет интерес к

экспериментированию,

самостоятельно

организует

элементарные

эксперименты.

По инициативе взрослого участвует в экспериментировании.

Не проявляет интерес к экспериментированию.

Развитие обобщений

Владеет обобщенными способами действий с предметами, сенсорными эталонами, использует их в разных условиях.

Владеет некоторыми обобщенными способами действий с предметами, сенсорными эталонами, использует их в знакомых ситуациях.

Не владеет обобщенными способами действий с предметами, сенсорными эталонами.

Эмоциональные проявления

Испытывает удовольствие в процессе выполнения деятельности,

адекватно реагирует и выражает эмоции.

Испытывает удовольствие в процессе выполнения деятельности,

интересной ему, не всегда адекватно реагирует и выражает эмоции.

Интерес к выполнению деятельности ситуативен, удовольствие связано с

результатом. Неадекватно реагирует и выражает эмоции.

Здоровье

Психическое развитие

 

Регулирует свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, прилагает волевые усилия в достижении цели.

Регуляция поведения ситуативна, прилагает волевые усилия при наличии достаточной мотивации.

Регуляция поведения отсутствует. При появлении трудностей отказывается от деятельности.

 

Физическое развитие

 

Уверенно ходит, владеет основными движениями, активен и инициативен при выполнении физических упражнений и гигиенических процедур.

Устойчив к изменениям внешней среды.

Владеет основными

движениями.

Проявляет

ситуативный интерес

к физическим

упражнениям,

подвижным играм.

Выполняет

гигиенические

процедуры по

указанию взрослого.

Развитие основных движений ниже возрастной нормы. Ребенок занимается физическими упражнениями неохотно, чувствителен к изменениям внешней среды.

Старший дошкольный возраст 

Группа показателей

Характеристика уровней

 

Высокий

Средний

Низкий

Символико-моделирующие

виды деятельности

Сюжетно-ролевая игра

Проявляет потребность в коллективных играх со сверстниками, в сюжетно-ролевых играх отражает разнообразное содержание, применяет разные способы решения игровой задачи. Активно использует ролевую беседу со сверстниками.

Испытывает трудности в коллективном игровом

взаимодействии. В содержании сюжетно-ролевых игр отражает хорошо знакомые ситуации. Чаще в игре применяет ролевые действия, чем ролевую беседу.

Предпочитает индивидуальные игры. В содержании сюжетно-ролевых игр отражает простые бытовые ситуации. Способы решения игровой задачи однообразные, преобладают ролевые действия.

Режиссерская игра

В режиссерских играх создает и сам проигрывает целостные сюжеты.

С помощью взрослого организует режиссерские игры.

Испытывает значительные трудности в организации

режиссерских игр.

Народные игры

Знает правила и

активно участвует в

народных играх.

Удовольствие в

народных играх

связано с результатом,

а не с выполнением

правил.

В народных играх

нарушает правила, не

способен

координировать

деятельность со сверстниками.

Дидактические игры

В дидактических играх

следует логике игры в

достижении

результата.

В дидактических играх

иногда нарушает

логику ради ускорения

получения результата.

Не принимает

дидактическую

задачу, важен только

результат.

Изобразительная деятельность

Проявляет творчество

и креативность в

рисовании, лепке,

аппликации,

планирует результат

изобразительной

деятельности,

обозначая его в речи,

использует разные

средства

выразительности.

Планирует результат

изобразительной

деятельности с

помощью взрослого.

Содержание и

выразительные

средства однообразны.

Испытывает

трудности при

планировании

изобразительной

деятельности.

Работы не отличаются

оригинальностью.

Конструирование

Конструирует по

собственному

замыслу, используя

разные способы и

средства. Создает

поделки в

соответствии с их

функциональным

назначением.

Испытывает

затруднения в

планировании

конструкции, подборе

средств и способов

конструирования, но

справляется с

небольшой помощью

взрослого.

Не проявляет

активности в

конструировании.

Самообслужива-

ние   и   элементы труда

Координирует свои

При выполнении

Испытывает

действия при

поручений требуется

значительные

выполнении

помощь в

трудности при

поручений, владеет

координации

выполнении

культурно-

действий. Владеет

поручений и в

гигиеническими

некоторыми

самообслуживании.

навыками, проявляет

культурно-

Не проявляет

активный интерес к

гигиеническими

интереса к труду

труду взрослых.

навыками. Помогает взрослым по их просьбе.

взрослых.

Общение

Общение со взрослым

Инициативен в

общении со

взрослыми, проявляет

уважение к ним,

способен адекватно выражать свои потребности.

Способен поддержать

общение,

возникающее по

инициативе взрослого.

Не способен

поддержать общение,

возникающее по

инициативе

взрослого.

 

Общение со сверстниками

 

В общении со сверстниками способен отстаивать свою позицию, договариваться. Адекватно реагирует на эмоциональные проявления. Способен к установлению устойчивых контактов

Испытывает трудности в общении со сверстниками. Контакты со сверстниками, в основном,

ситуативные, связаны с игровой деятельностью.

Общение со

сверстниками

конфликтное.

Отсутствие

потребности в

устойчивых

контактах со

сверстниками или

значительные

трудности в их

установлении.

Речь

Свободно владеет родным языком, может построить связный рассказ по сюжетной картине. Понимает ситуацию по словесному описанию, способен пересказывать, рассказывать из личного опыта. Свободно участвует в диалоге, используя речевые и неречевые средства.

Испытывает некоторые затруднения в построении связного рассказа, пересказывании, выражении собственных чувств в речи.



Испытывает значительные затруднения в построении связного рассказа, пересказывании, выражении собственных чувств в речи.

Познавательное  развитие

Ориентировка в окружающем

Свободно ориентируется в окружающем: знает свои персональные данные, имеет представления о природных и общественных явлениях, владеет элементарными историко-географическими представлениями. Проявляет интерес к явлениям живой и неживой природы, обсуждает события, приводит аргументы.

Владеет некоторыми представлениями об окружающем. По инициативе взрослого, наблюдает и сравнивает, обсуждает разные события. Затрудняется в аргументации и формулировке выводов.

Имеет разрозненные представления об окружающем. Не проявляет интереса к явлениям природы. Не выражает активной позиции в обсуждении событий.

 

Экспериментирование

Проявляет любознательность, интерес к

экспериментированию. Устанавливает причинно-следственные связи

Проявляет интерес к экспериментированию, но выводы делает только с помощью взрослого.

Участвует в экспериментировании только по указанию взрослого.

Развитие обобщений

Обобщает представления и систематизирует объекты по свойствам и качествам, владеет логическими операциями.

Обобщает представления и систематизирует объекты по свойствам и качествам с помощью взрослого, владеет некоторыми логическими операциями.

Испытывает значительные трудности в обобщении и систематизации объектов. Не владеет логическими операциями.

Эмоциональные проявления

Инициативен, активен, способен к адекватному выражению эмоций и волевой регуляции поведения.

Осторожен в незнакомой обстановке.

В зависимости от ситуации проявляет активность и инициативность. Испытывает некоторые трудности в адекватном выражении эмоций и волевой регуляции поведения. По напоминанию взрослого проявляет осторожность в незнакомой обстановке.

Не проявляет активность. Испытывает значительные трудности в адекватном выражении эмоций и волевой регуляции поведения.

В незнакомой обстановке теряется.

Здоровье

Психическое здоровье

 

Умеет находить интересное дело, стремится к контактам и освоению нового. Доброжелателен, эмоционально отзывчив.

Активен в деятельности, предложенной взрослым. Стремится к контактам, но не всегда адекватен в эмоциональных проявлениях.

Не может себя занять. В контактах безынициативен, однако может адекватно реагировать на предложенную деятельность, если она интересна.

 

Физическое здоровье

 

У ребенка развиты основные физические качества (ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества). Владеет элементарными навыками здорового образа жизни.

У ребенка не достаточно развиты основные физические качества (ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества). Владеет некоторыми элементарными навыками здорового образа жизни.

У ребенка слабо развиты основные физические качества (ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества). Не владеет элементарными навыками здорового образа жизни.