031

 

 

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

 

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме­няется кардинальным образом. В привыч­ный, сложившийся жизненный уклад ре­бенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

•  четкий режим дня;

•  отсутствие родных рядом;

•  длительный контакт со сверстниками;

•  необходимость слушаться и подчи­няться незнакомому взрослому;

•  резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

•  особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровожда­ется различными негативными физиоло­гическими и психологическими изменени­ями. Адаптирующегося ребенка отличает:

•  преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

•  нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

•  утрата навыков самообслуживания;

•  нарушение сна;

•  снижение аппетита;

•  регрессия речи;

•  изменения в двигательной активнос­ти, которая либо падает до заторможенно­го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

•  снижение иммунитета и заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в дет­ский сад по разным причинам. Но даже ес­ли это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (на­пример, обязательный выход матери на ра­боту), оно поселяет чувство тревоги прак­тически в каждом близком ребенку чело­веке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус­ловиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

•      повышенная тревожность;

•  обостренное чувство жалости к ребен­ку и к себе;

•  преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

•  повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

•  многословность (задает много вопро­сов, интересуется подробностями и дета­лями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Каждый педагог знает, что процесс адаптации у разных детей не бывает одинаковым. Важно не только узнать и по­нять ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необ­ходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, ува­жения и сотрудничества.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

•  легкую (15-30 дней);

•  среднюю (30-60 дней);

•  тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрица­тельным эмоциям приходят положитель­ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

•  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

•  ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

•  малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг­рушки;

•  ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по­являются новые достижения, которым он научился в саду;

•  восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

•  нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

•  восстанавливается аппетит.

Памятка родителям Внимание! Адаптация!

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

•   Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возра­ста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

•   Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пой­дешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

•   Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малы­ша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой­дет вообще.

•   Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

Гризик Т., Баева В. Участники адаптационного периода // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9.