ea8096-001Правильное питание детей — основа их здоровья. Пока ребе­нок совсем маленький, к его кормлению относятся трепетно. Когда же дети переходят на об­щий стол, мы все реже и реже задумываемся о том, насколько правильное питание они полу­чают. А между тем кормлению детей 3—6 лет следует уделять ничуть не меньше внимания, иначе проблем в будущем не избежать. Исследование, прове­денное недавно в США, показа­ло, что у 78% детей к 2 годам в рационе присутствуют аллерген­ные и высококалорийные, но малопитательные продукты. Большинство родителей при отсутствии времени на приготовление домашней пищи, ши­роко используют полуфабрика­ты и бутерброды. Необходимо так построить питание, чтобы используемые продукты не спо­собствовали возникновению заболеваний.

 

Здоровое питание и детский сад

В дошкольном учреждении ди­етологи разрабатывают меню дневного рациона, которое дол­жно обеспечивать каждого ре­бенка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, а также витаминами и микроэлемента­ми. В целом за день ребенок должен получить в детском уч­реждении не менее 80% физио­логической нормы питательных веществ. Остальное он дополуча­ет во время домашнего ужина. В меню, вывешиваемом для ро­дителей, следует каждый день да­вать рекомендации о том, каким должен быть домашний ужин, а в последний день недели — ре­комендации на выходные дни.

Нужен ли режим приема пищи?

Работа организма подчинена биоритмам. Следуя им, человек должен соблюдать режим пита­ния, т.е. его дробность в течение суток. Врачи-педиатры рекомен­дуют дошкольникам не менее четырех приемов пищи в день в одно и то же время суток. Это позволяет выработать условные рефлексы на время, что, в свою очередь, обеспечивает готов­ность организма к приему пищи.

Такое распределение не случай­но, ведь пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3,5—4 ч. При этом жела­тельно распределить суточный объем пищи следующим обра­зом: 35—40% приходится на обед, 10—15 — на полдник, ос­тальное — равномерно, прибли­зительно по 25% на завтрак и ужин. Бессмысленно есть слиш­ком часто, когда принятая пища до конца не переварилась, и вредно делать слишком длинные перерывы, поскольку можно по­вредить слизистую желудка и нарушить нормальную секре­цию. Легкие перекусы возмож­ны: яблоко или йогурт. Крайне нежелательно давать детям в промежутках между кормлени­ями сладости и высококалорий­ную пищу. Кроме того, следует помнить, что блюда из мяса и рыбы богаты белками, жирами и экстрактивными веществами, поэтому они могут возбуждать нервную систему ребенка и на­рушать сон. Их желательно гото­вить на обед и завтрак, а на ужин лучше давать быстро перевари­ваемые молочные и творожные блюда. Обильный прием пищи на ночь приводит к преобразованию в жиры недоокисленных углеводов, что может вызвать ожирение.

Основные законы питания

  1.  Дети дошкольного возраста очень подвижны, у них ускорен­ный обмен веществ. Чтобы по­крывать их энергетические за­траты, необходима калорийная пища (от 3 до 7 лет — 1800— 2000 ккал). Получаемое ребен­ком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать ма­териал, необходимый для роста и развития организма.
  2. Пищевые вещества должны быть сбалансированы между со­бой применительно к потребно­стям организма, т.е. представлены в определенных соотношениях. Наиболее целесообразное соот­ношение между белками, жирами и углеводами для дошкольников равно 1:1:4 или 1:1:3.
  3. Основной принцип питания детей — максимальное разнооб­разие рациона (мясо, рыба, моло­ко, яйца, крупы, овощи).
  4. Продукты детского питания отличаются от аналогичных про­дуктов массового потребления использованием для их изготов­ления сырья более высокого ка­чества, пониженным содержани­ем соли и жира, ограниченным содержанием красителей, усили­телей вкуса, отсутствием жгучих специй и отвечают повышенным требованиям к показателям безо­пасности в соответствии с Сан-ПиН 2.3.2.1078-01.
  5. Пища должна быть безопас­ной, а применяемые кулинарные приемы ее обработки должны обеспечивать удаление вредных веществ, не вызывая уменьше­ния биологической ценности пищи. Из способов тепловой обработки продуктов преимуще­ственно должны применяться варка, припускание, запекание в духовом шкафу и тушение.
  6. Из детского меню исключа­ются продукты и блюда, способ­ные оказывать химическое или механическое раздражающее действие на слизистую органов пищеварения. Необходимо обес­печить наличие в рационе пи­щевых волокон, способствую­щих выведению токсических продуктов распада из организма. Этому будет способствовать употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам. Уже с 1,5—2 лет детям дают салаты, приготовлен­ные не только из вареных, но и сырых, свежих и квашеных мел­ко нарезанных овощей, различ­ной зелени.

Как разнообразить меню?

Самые частые ошибки при составлении меню — отсутствие режима питания, а также одно­образность пищи и злоупотреб­ление жирными, сладкими про­дуктами, приправами, соусами. Разнообразие блюд обеспечива­ется набором сырья и продук­тов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, овощи), а также видами кулинарной обработки (мясо тушеное, отварное, жареное, при­пущенное; мясные блюда из мяса рубленого: котлеты, биточ­ки, тефтели и др.). Кроме того, блюда должны быть разнооб­разны по внешнему виду, вкусу и гарниру. Чем более приятен запах и вид еды, тем активнее работают пищевые ферменты и сильнее ощущение голода. В ме­ню предусматривают чередова­ние блюд, особенно основных, чтобы они не повторялись на протяжении недели. Необходи­мо настойчиво приучать детей к разнообразной пище, особен­но к овощам, молоку, творож­ным блюдам, блюдам из овся­ной крупы и др.

О культуре питания

Кроме организации детского питания в ДОУ уделяют внима­ние и формированию у детей культуры питания. Ведь важно не только накормить ребенка, но и воспитать у него уважительное отношение к пище. Правильная и красивая сервировка стола повышает аппетит и создает доброжелательный настрой. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми прибо­рами и салфетками развивает уверенность в себе. Культура питания заключается не только в правильном поведении за сто­лом. В это понятие входит и умеренность в еде, и регуляр­ность приемов пищи, и умение вести застольные беседы.

Чему можно и нужно научить дошкольника?

1. Сидеть за столом необходи­мо прямо, не раскачиваясь на стуле, не кладя ногу на ногу. Добиваться этого от ребенка надо последовательно и добро­желательно.

2.  Из общего блюда нельзя брать еду своей ложкой. Для это­го есть специальный прибор. Вся еда, которую можно взять, не затронув оставшегося на блюде (хлеб, печенье, фрукты), берется руками.

3.  Есть надо аккуратно, тем са­мым мы ценим труд человека, который будет убирать со стола.

4.  Неприлично выбирать лучший лакомый кусок — это демонстрирует невоспитанность и эгоизм.

5.       Нельзя играть с едой.

Всему этому постепенно, в игровой и шутливо-доброжела­тельной форме мы можем научить наших детей. Было бы только желание.

Иванова Н.Л. Меню без ошибок // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 11.