333_copyПол будущего ребенка опре­деляется уже в момент за­чатия, и ничто не может его изменить. Половые различия за­кладываются на ранних этапах эмбрионального развития, а именно на 6-й неделе внутри­утробной жизни; на 8-10-й неделе формируются внутрен­ние половые органы и начина­ют продуцироваться зароды­шевые половые гормоны. Под их влиянием происходит фор­мирование не только анатоми­ческих особенностей пола, но и особенностей развития моз­га, различных для женщин и мужчин.

 

Созревание скелета у девочек про­исходит раньше, чем у мальчиков. Ко­стный возраст девочек в период детст­ва опережает костный возраст мальчи­ков примерно на 18 месяцев, хотя ни вес, ни длина тела у них не больше, чем у мальчиков. Более того, мальчики в первые шесть месяцев после рождения растут быстрее девочек, и это преобла­дание в длине тела сохраняется до 4 лет. После 3 лет процесс роста стаби­лизируется (5-6 см в год), однако имеются «пики», или «максимумы», ско­рости. Первый максимум прослежива­ется в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. У девочек подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков. Исследователи объясняют это тем, что у женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной и длин­нее шейный и поясничный отделы. В дошкольном возрасте позвоночный столб очень чувствителен к деформи­рующим воздействиям. В возрасте от 4 до 7 лет нарушения осанки возрас­тают; причем их количество у дево­чек выше, чем у мальчиков. Объясня­ется это невысокой двигательной ак­тивностью девочек. Кроме нарушений осанки в дошкольном возрасте неред­ко встречается деформация стоп. Пло­скостопие нарушает двигательную, ба­лансировочную и особенно рессорную функцию стопы, отражаясь на функ­ционировании всего организма и пре­допределяя различные типы наруше­ний осанки. У мальчиков плоскосто­пие встречается чаще, чем у девочек. Необходимо помнить, что до 4-5 лет плоская стопа оценивается как этап ее развития и не является патологией. Замечено, если у детей 4-7 лет нет су­щественной положительной динамики в состоянии стопы, плоскостопием, как правило, страдают родители и дру­гие дети в семье.

У детей от 3 до 7 лет потребность ор­ганизма в кислороде возрастает. Обес­печивается это во многом за счет пере­стройки функции внешнего дыхания. Если у детей 2-3 лет преобладающим является брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Увеличивается и жизненная емкость легких; причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек чуть выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Следует помнить, что ни увеличивающаяся подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения не могут компенсировать полной потребности ребенка в кислороде. Поэтому у детей, находящихся преимущественно в помещении, быстро снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это результат кислородного голодания.

У девочек и мальчиков различается и физиологическая сторона восприятия. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В 7-8 лет у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они бо­лее отзывчивы на прикосновение, по­глаживание.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают пе­ред собой свои «богатства» (кукол, тряпочки), играют в ограниченном пространстве, им достаточно малень­кого уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бе­гают друг за другом, бросают предме­ты в цель и т.д., используя все предо­ставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

У девочек ниже порог болевой и так­тильной чувствительности и помимо тактильной чувствительности лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов.

Имеются различия и в речи представителей обоих полов. У дево­чек и женщин преобладают имена существительные и прилагательные, час­ты междометия. При передаче прочи­танного рассказа, устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, к повторению отдель­ных эпизодов, которые при этом обра­стают массой детализирующих мело­чей. Обычно мальчики начинают гово­рить несколько позже девочек, поэтому в их словаре часты междоме­тия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики более разносторонни, и это проявляется уже после 5 лет. Они оптимистичнее и простодушнее, откро­веннее девочек. Они всегда «более де­ти», чем девочки, которые в 5 лет уже «женщины», видящие намного больше, лучше разбирающиеся в людях, часто скрытные, иногда недоброжелатель­ные к более яркой девочке, уже интере­сующиеся, во что одета подружка. Складывается впечатление, что маль­чики хотят казаться хуже, чем они есть, а девочки, напротив, стремятся произ­вести лучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Де­вочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее.

У мальчиков даже при материнской сверхопеке в 4 раза чаще, чем у дево­чек, бывают переломы, сотрясения го­ловного мозга, не считая синяков и ши­шек. Это, образно говоря, плата за при­рожденную отвагу, предприимчивость, активность, стремление испытать себя, познать новое, пробежать быстрее, прыгнуть дальше. А девочка тем време­нем баюкает куклу и смотрит на героя с восхищением или, напротив, с неодоб­рением, глазами женщины.

Мальчики ломают игрушки чаще девочек. Это может быть названо нача­лом характерной для мальчиков пре­образующей деятельности, которую нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельнос­ти, в основе которой лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать - эти черты проявляются уже в роле­вых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

В игре ребенок обретает жизненные навыки, которые потребуются ему во взрослой жизни. Можно пройтись по детской и провести ревизию игрушек и обстановки, чтобы понять, как они формируют полоролевой стереотип, способствуют развитию творческого потенциала ребенка и выработке у не­го конкретных навыков и умений. В комнатах мальчиков обычно больше игрушек, которые готовят их быть дея­тельными в реальной жизни. Это кон­структоры, строительные блоки, ящик с инструментами и гвоздями, коробки с камешками, перышками и шишками, наборы зверушек, рыцари и гномы, корзинка с шариками, грузовики и легковушки, роликовые коньки и ве­лосипед и т.д. Большинство этих игру­шек способствует тому, что ребенок приобретает различные навыки и рас­ширяет знания об окружающем мире. У него развиваются крупные и мелкие мышцы, совершенствуется координа­ция рук и глаз, а также точность визу­ально-пространственного восприятия. Многие игрушки требуют творческого подхода, оригинальности мышления и активных действий. Комнаты девочек чаще наполнены игрушками, которые нужны для более спокойных занятий, ориентированных на дом. Комплект собачек и лошадок, настольные игры, куклы, ящик «с драгоценностями», ка­лендари и наклейки, кухонная утварь, утюг... И это далеко не весь перечень вещей, которые есть у девочек в комна­тах. Они ориентированы на домашние дела и уход за детьми, которые также

Их интересы - это техника, подвижные, в том числе военные, игры, в которых присутствуют элементы соревнования и соперничества, победы и поражения. Уважением у мальчиков пользуются сильные, смелые, инициативные. Де­вочки чаще играют небольшими груп­пами, их игры тише, больше связаны с природой, эстетическим оформлени­ем. Девочки в большей степени ориен­тируются на партнера по игре, а маль­чики - на сам ход игры. Мы уже гово­рили о том, что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психи­ческого развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если про­странства мало в горизонтальной пло­скости, то они осваивают вертикаль­ную плоскость: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, мальчики отражают боль­шее пространство, больше улиц, дво­ров, домов.

Вместе с тем в играх дошкольников проявляется и их способность к твор­ческой деятельности. Девочки исполь­зуют игрушки по их прямому назначе­нию, мальчики одним и тем же пред­метам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение.

Наблюдая за поведением дошколь­ников в детском саду, исследователи пришли к заключению: в последние годы агрессивность и мальчиков, и де­вочек возросла. По форме агрессия де­вочек отличается от агрессии мальчи­ков: агрессивные девочки стараются избегать прямого выражения откры­той враждебности, так как подверга­ются за это наказаниям. У них преоб­ладает словесная агрессия (обзывают, кричат). Но ныне нередко девочки, как и мальчики, стали прибегать к дракам.

Мальчики чаще рисуют танки, само­леты, различные машины, а девочки - природу, людей.

Еще в 70-е годы прошлого века было показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная страте­гия мозга», их эмоции имеют различ­ную генетическую основу. Дальней­шие исследования зарубежных и оте­чественных психологов показали, что морфологическое созревание головно­го мозга, особенно его левого полуша­рия, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причи­ной того, что на ранних стадиях онто­генетического развития девочки в за­поминании чисел и решении задач, вы­полнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется. Девочки лучше выполняют типовые, шаблонные задания. Маль­чики лучше выполняют поисковую де­ятельность. Им лучше «недообъяснить», чтобы натолкнуть на нахожде­ние решения.

Существует различие в реакции де­тей разного пола на оценку их деятель­ности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их дея­тельности, а для девочек - кто оцени­вает и как. То есть мальчиков интере­сует суть оценки (какой момент их де­ятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональ­ном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатле­ние. Девочки эмоционально реагиру­ют и на положительные, и на отрица­тельные оценки. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Девочку, прежде чем ругать за резуль­тат, надо похвалить за старание, так как иначе бурная эмоциональная реак­ция не позволит ей осознать, что имен­но плохо и что надо изменить. Давать оценку деятельности мальчиков и де­вочек следует разными словами: слово «молодец» более эмоционально значи­мо для мальчиков, девочкам следует давать положительные оценки, имею­щие более сильный эмоциональный компонент, например «умница».

Филиппова С. Мальчики и девочки дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. - 2010. - № 6.